31. Гарантии и поощрение государственных служащих

С целью обеспечения качественного выполнения государственными служащими должностных обязанностей, реализации предоставленных им законных прав, соблюдения правоограничений действующее законодательство Украины определяет основные гарантии служебной деятельности сотрудников. Гарантии для государственного служащего - это установленные в законодательстве основные положения, характеризующие социально-правовой аспект статуса государственного службовця.
К ним относятся нормативно определены меры экономического, социального, организационного и правового характера, направленные на обеспечение реализации общих прав и обязанностей государственного служащего и эффективного выполнения должностных повноважень.
Государственному служащему гарантируются:
условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;
заработная плата и другие выплаты, предусмотренные законами и другими нормативно-правовыми актами;
ежегодный оплачиваемый отпуск;
медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи, в том числе после его выхода на пенсию
переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения;
обязательность согласия государственного служащего на перевод на другую государственную должность государственной службы, за исключением случаев, предусмотренных законом;
пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
защита государственного служащего и членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке, определенном законом.
Предусмотренный законом перечень гарантий для государственного служащего не является вичерпним.
На современном этапе введения административной реформы одной из актуальных гарантий для государственных служащих является установление его социальной защиты при ликвидации и реорганизации органа государственной влади.
При ликвидации органа или сокращении его штата государственному служащему в случае невозможности предоставления работы в этом органе должна быть предложена другая должность государственного служащего в другом органе с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой посади.
При увольнении в связи с ликвидацией органа государственной власти или сокращении его штата в случае невыполнения условия, указанной в предыдущем абзаце, государственному служащему выплачивается средняя заработная плата в течение трех мисяцив.
Наряду с этим в случае невозможности трудоустройства законодательно необходимо установить гарантию переподготовки по другой специальности, направленной на государственную службу, с сохранением на период обучения заработной платы и стажа государственной служби.
В условиях трансформации полномочий органов государственной власти целесообразно обеспечить бюджетное финансирование переподготовки способных молодых государственных служащих, которые получили опыт работы в государственной служби.
Государственному служащему в зависимости от условий прохождения им государственной службы предоставляются в случаях и порядке, определенных законами, жилая площадь, служебный транспорт тощо.
Перспективным является реальное введение страхования государственных служащих на случаи:
1) причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением должностных обязанностей;
2) заболевания или потери трудоспособности в период прохождения государственной служби.
Страхование должно осуществляться на основании соглашений между органами государственной власти и организациями страхования, имеющих соответствующие лицензии. При этом размер страховых выплат должен быть определен нормативно-правовыми актами.
Расходы, связанные с предоставлением гарантий для государственного служащего, обеспечиваются за счет средств соответствующих бюджетив.
Особое место в обеспечении эффективной деятельности государственного аппарата занимают поощрения и ответственность государственных службовцив.
Поощрение представляет собой положительно стимулирующее воздействие субъектов (должностного лица, органа и др..) На потребности, интересы, сознание, волю, поведение служащего, а следовательно, на результаты его управленческого труда, государственно-служебной деятельности. Поощрение способствует улучшению дисциплины, качества труда, воспитывает инициативу и ответственность працивникив.
Применение поощрения базируется на правовых принципах, должно быть своевременным, значимым, весомым. В этом смысле оно является видом более широкого понятия - стимулирования. Рассматривая институт государственной службы, невозможно обойти вопрос поощрения, поскольку именно этот срок определен законодавчо.
Среди важнейших административно-правовых средств, используемых в институте государственной службы и имеют публично-правовой характер, выделяются правовое стимулирование и правовое ограничение. Следует согласиться с мнением, согласно которому эти правовые средства имеют широкий объем, чем традиционные методы правового регулирования, поскольку сам метод может быть либо стимулирующим, или ограничивающим фактором.
Правовое стимулирование, на общепризнанный взгляд, предполагает как позитивные (субъективные права, льготы, поощрения), так и негативные (запреты, обязанности, меры принуждения, взыскания, наказания) дияння.
В нормах института государственной службы определяются традиционные меры правового стимулирования и правового ограничения, присущие модели государственной службы Украины. Они обеспечивают средства правовой стимулирования и правового ограничения, с помощью которых будет возможно:
побуждать государственных служащих к законопослушному активного поведения, которая создает атмосферу общественного согласия, законности и правового порядка в различных сферах;
создавать благоприятные условия для обеспечения прав и свобод личности, всех граждан;
детально устанавливать систему поощрения, льгот, других мер стимулирования, запретов и правоограничений государственных служащих, то есть на нужном уровне определять правовой статус чиновников,
формировать только положительные правовые мотивации;
повышать положительную активность государственных служащих;
укреплять позитивные процессы в реформировании социально-политической и экономической жизни государства и общества, а также самой системы государственной служби.
Поощрение применяется за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей, выполнение особо важных заданий, многолетний труд и тому подобное. Это важное средство воспитания государственных служащих и укрепления трудовой дисциплины. Поощрения способствуют формированию сознательного отношения к делу, развития инициативы, решительности и уверенности в своих действиях, мобилизуют на преодоление труднощив.
Поощрения лучших работников повышает их авторитет, создает им уважение и, самое главное, положительно влияет на коллектив сотрудников. Задача состоит в том, чтобы с помощью средств материального и морального поощрения, наряду с другими формами и методами воспитательного воздействия, обеспечить правильное понимание государственными служащими своих служебных обязанностей, добросовестного отношения к их виконання.
Поощрение может быть индивидуальным и коллективным, а по содержанию - моральным, материальным или смешанным, то есть таким, который содержит и моральные, и материальные елементи.
Согласно положениям Кодекса законов о труде применяются следующие поощрения: благодарность; премия; награждение ценным подарком, почетной грамотой и т.д.. За особые заслуги государственные служащие награждаются орденами, медалями, нагрудными знаками, почетными званиями тощо.
Своеобразным средством материального поощрения льготы. Так, Кодексом законов о труде предусматривается, что работникам, которые успешно и добросовестно выполняют служебные обязанности, предоставляются преимущества и льготы при социально-культурной и жилищно-бытовом обслуговуванни.
Меры поощрения могут применяться только теми органами и руководителями, которые имеют на это право. При этом применяются только поощрения, предусмотренные соответствующими нормативными актами, в пределах полномочий органа или должностного лица.
30. Права и обязанности государственных служащих 32. Особенности ответственности государственных служащих