32. Особенности ответственности государственных служащих

Наряду с поощрениями законодательство предусматривает по мере необходимости применения юридической ответственности государственных служащих, а именно: дисциплинарной, административной, материальной и криминальнои.
Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение или ненадлежащее исполнение ими должностных обязанностей. Она заключается в применении к государственным служащим тех или иных наказаний, взысканий, предусмотренных законодательством, за виновное совершения ими правонарушений, то есть за проступки и действия, юридически признаны противоправными. Как известно, правонарушения делятся на преступления и проступки (деликты).
Противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (нарушение трудовой дисциплины), которое не влечет за собой уголовной ответственности, принято называть должностным (дисциплинарной) провиною.
Дисциплинарная ответственность - это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил государственной службы, не подпадающих под действие уголовной ответственности. Она определена на общих основаниях для всех граждан.
Наряду с этим характер профессиональной деятельности государственных служащих предусматривает определенные особенности регулирования их ответственности. Для государственных служащих установлены повышенная ответственность, соразмерность ответственности занимаемой должности, могут быть применены только к ним (например: предупреждение о неполном служебном соответствии).
Дисциплинарные взыскания могут налагаться на государственного служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей (должностной проступок). При этом необходимо учесть, что дисциплинарная ответственность может быть наложен и на тех государственных служащих, кто предоставил информацию, побудившей к незаконным дий.
Наиболее серьезными должностными проступками являются те из них, которые приводят к нарушению или неисполнение законов, указов Президента Украины, нормативно-правовых актов Кабинета Министров Украины и решений судов. Чаще должностными проступками возникают нарушения порядка реализации и сроков исполнения поручений, установки непредвиденных законами или иными нормативными правовыми актами процедур реализации прав человека и гражданина, выполнение норм и поручений не в полном объеме или искажения их змисту.
Кроме перечисленных, могут быть и другие случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения государственным служащим должностных обязанностей, которые расцениваются как должностное вина.
Видами дисциплинарных взысканий являются: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, звильнення.
Стоит отметить, что увольнение как средство дисциплинарного наказания государственного служащего допускается только при наличии оснований, указанных в законах Украины «О государственной службе» и «О борьбе с коррупцией».
Дисциплинарное взыскание налагается органом государственной власти или его руководителем, имеющим право на назначение государственного служащего на должность. Это правило обусловлено характером взысканий. Право предупреждать о неполном служебном соответствии и решать вопрос об освобождении от должности предоставляется тем органам и руководителям, которые имеют право назначения на должность.
Порядок проведения служебных расследований, применения и обжалования дисциплинарного взыскания определяется законодательством и соответствующими нормативно-правовыми актами.
Служебная деятельность в системе государственной службы базируется на строгой иерархии: государственные служащие, которые реализуют свое право на определенные действия, и лица, которые непосредственно выполняют их решения, находятся на различных управленческих уровнях. Законодательство и практика государственно-служебной деятельности исходят из признания презумпции законности всех приказов и распоряжений начальников и обязательности их выполнения для пидлеглих.
Государственный служащий, имея сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме сразу сообщить об этом:
своего непосредственного руководителя;
руководителя, который издал распоряжение;
высшего керивника.
Если государственный служащий получает подтверждение в письменной форме о необходимости его выполнения от руководителя, который издал приказ, или высшего по подчиненности руководителя, государственный служащий обязан его выполнить. Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет руководитель, который подтвердил это распоряжение. Время государственный служащий не должен выполнять распоряжений, которые являются административно или уголовно наказуемыми дияннями.
Дисциплинарную ответственность надо отличать от административной видповидальности.
Как правило, государственные служащие (должностные лица) являются специальными субъектами административной ответственности. Основанием для административной ответственности должностных лиц является нарушение общеобязательных правил, предусмотренных законами Украины прямого действия, другими нормативными актами, если соблюдение этих правил определено по должностной обязанности государственного служащего. Основанием для административной ответственности служащих есть деяние, которое одновременно может быть как административной, так и должностным проступком. К государственным служащим применяются только два вида административных наказаний - предупреждение и штрафы, налагаемые субъектами функциональной власти (представителями власти, должностными лицами контрольно-надзорных органов).
Административная ответственность применяется органами или должностными лицами, с которыми нарушитель не связан отношениями подчиненности по работе или по службе (например судьями, государственными инспекторами по охране труда, инспекторами государственной противопожарной службы, главными санитарными врачами и др.)..
В отдельных случаях нарушение может содержать одновременно признаки как дисциплинарной, так и административного проступка и вызывает два вида ответственности.
Действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, дачу взятки, служебный подлог и халатность. В зависимости от характера этих общественно опасных действий суд назначает различные меры уголовного наказания, в том числе лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной дияльнистю.
Для государственных служащих должно быть предусмотрено также материальную ответственность. Она выполняет правовидновну функцию и следующего за должностной проступок, который нанес материальный ущерб государственной организации (государственному органу). Материальная ответственность предусматривает возмещение виновным служащим причиненного им ущерба. К материальной ответственности виновные привлекаются судом по иску органа государственной власти в государственный службовця.
За каждый должностной проступок может быть применено только одно дисциплинарное покарання.
Приказ (распоряжение) или постановление о применении дисциплинарного наказания с указанием мотивов его применения объявляется государственному служащему, который был наказан, во розписку.
Если в течение года со дня применения дисциплинарного наказания на служащего не будет наложено нового дисциплинарного наказания, его считают таким, который не испытал этого наказания. Орган государственной власти (должностное лицо), который применил наказание, может быть снято до истечения года по собственной инициативе, по ходатайству непосредственного руководителя или трудового коллектива, если наказан не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный працивник.
В течение срока действия дисциплинарного наказания меры поощрения государственного служащего не застосовуються.
В условиях смены парадигмы общества, трансформационного периода развития государства, актуальным вопросом является реальное введение обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и громадянина.
В этом аспекте решения органов государственной власти, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих могут быть обжалованы через суд, если в результате этих действий
нарушены права и свободы граждан;
созданы препятствия для реализации гражданином его прав и свобод;
незаконно на гражданина наложен любой обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо видповидальности.
Указанные действия могут иметь как коллегиальный, так и личный характер.
Гражданин вправе обжаловать также бездействие государственных служащих, если это привело к указанным последствиям. Каждый гражданин имеет право получить, а государственные служащие обязаны предоставить ему возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающие его прав и свобод, если нет предусмотренных законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.
Суд, установив обоснованность жалобы гражданина, определяет ответственность должностного лица, государственного служащего за действия (решения), повлекших нарушение прав и свобод гражданина. В отношении государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), признанные незаконными, суд определяет предусмотренную законом меру ответственности, вплоть до представления об увольнении. Ответственность может быть возложена как на тех, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и на тех, кто предоставил информацию для незаконных дий.
В научной литературе предлагается решить вопрос о границах подчинения приказа руководителя. Оно должно быть дифференцированным в зависимости от сферы административной деятельности и достаточно полно конкретизироваться в нормативных актах, регламентирующих соответствующий вид государственного управления относительно конкретных обстоятельств: государственная служба, военная служба, работа в условиях чрезвычайного положения и т.п.. В указанных актах должен быть определен порядок обжалования неправомерных распоряжений. Нормативный акт, определяющий правовой статус государственного служащего (должностного лица), может установить обязанность не выполнять не только преступные, но и незаконные приказы (распоряжения), т.е. властные требования, выдвинутые с несоблюдением установленных для этого формы и процедуры или требуют реализации действий, которые образуют административный или гражданский деликт, а также дисциплинарный (должностной) проступок.
31. Гарантии и поощрение государственных служащих 33. Ограничения и запреты , связанные с пребыванием на государственной службе