40. Аттестация государственных служащих

Совершенствование и упорядочение прохождения государственной службы требует проведения оценки результативности и эффективности профессиональной деятельности государственного служащего. Оно реализуется путем введения периодической аттестации службовцив.
Аттестация служащих является правовым средством расширения демократических начал в кадровой политике и в управлении государственной службой, средством обеспечения формирования и реализации целенаправленной и предсказуемой кадровой политики в сфере государственной служби.
В системе государственной службы институт аттестации является составной института прохождения государственной службы. При этом аттестации государственных служащих следует рассматривать как систему, согласно системного подхода имеет следующие составляющие:
цели аттестации;
задачи и функции аттестации;
структура составляющих системы аттестации и ее процедур;
связь или коммуникации с другими составляющими системы государственной службы;
элементы системы аттестации государственных служащих;
управления аттестацией государственных служащих;
история становления и розвитку.
Общей целью аттестации государственного служащего является содействие повышению результативности и эффективности деятельности органов государственной власти, других органов, на которые распространяется действие Закона Украины «О государственной службе», путем подбора, расстановки и продвижения по службе профессионально подготовленных, квалифицированных и опытных специалистов. Тем самым аттестация государственных служащих непосредственно связана с обеспечением результативности предоставления государственных услуг лицу, гражданину, юридическим и физическим лицам, может оцениваться экономическими и социальными критериями.
С точки зрения задач и функций аттестации целесообразно рассматривать в широком и узком розуминни.
Аттестация в широком понимании является одним из факторов проведения государственной кадровой политики в сфере государственной службы. Ее основные функции и задачи:
соблюдение на практике принципов государственной службы;
обеспечения законности в системе функционирования государственной службы;
формирование профессионального кадрового персонала государственных органов;
выявление потенциальных возможностей государственного служащего с целью повышения его по службе;
применение к государственному служащему мер ответственности и стимулирования;
повышение дисциплины и ответственности;
обеспечение реального функционирования механизма продвижения служащих в служебной иерархии
поддержание стабильности государственной службы;
стимулирование повышения квалификации и профессионализма служащих;
предупреждение и борьба с правонарушениями и коррупцией в системе государственной служби.
Аттестация в узком смысле проводится с целью проверки и оценки профессиональных, деловых и личных качеств служащего, определение его служебно-должностного соответствия требованиям, предъявляемым к службе. Следовательно, в этом смысле основной задачей аттестации является определение соответствия служащего должности, которую он обиймае.
Под аттестацией государственных служащих понимают деятельность, в процессе которой аттестационная комиссия в предусмотренной научно обоснованной процедуры с целью выявления степени соответствия работника должности, которую он занимает, оценивает результаты его профессиональной деятельности, профессиональные, личные и нравственные качества служащего, вклад государственного служащего в последствиях деятельности структурного подразделения, в котором он работает, и всего органа в целом, результатами которой становятся выводы и рекомендации аттестационной комиссии по улучшению организации деятельности органа, конкретного структурного подразделения, условий труда служащего, аттестуемого соответствия служащего занимаемой должности и предложения по планированию карьеры этого государственного службовця.
Содержание и сущность аттестационной деятельности раскрываются в научно обоснованных принципах аттестации, которые являются производными от принципов государственной службы, а именно: всеобщность, гласность, систематичность аттестации; объективность и комплексность оценки; внепартийность; коллективность и обоснованность оценки и рекомендаций аттестационной комиссии; обов ' язковисть принятия по результатам аттестации организационно-правовых мер ответственности и стимулирования (действенность аттестации).
Двигателем механизма аттестации должна стать заинтересованность государственного служащего - материальная, моральная, организационная и ин.
Системное рассмотрение аттестации как деятельности позволяет выделить следующие ее структурные элементы, как:
субъект, который предназначен для решения целей и задач проведения аттестации и организует процесс ее проведения;
объекты, адекватно отражают результаты профессиональной деятельности государственного служащего и его профессиональные, личные и нравственные качества;
процедуры для достижения конкретных результатов аттестации и их нормативно-правовое обеспечение;
результаты проведения атестации.
Взаимосвязь указанных элементов аттестации образует их еднисть.
Субъектом, который предназначен для решения целей и задач проведения аттестации и организует процесс ее проведения, является аттестационная комиссия органа государственной власти, формируется руководителем этого органа. Она состоит из председателя (как правило, первого заместителя руководителя или заместителя, отвечающего за вопросы кадровой работы и государственной службы), заместителя председателя, членов комиссии и секретаря. Руководитель органа государственной власти может привлекать к работе в комиссии независимых членов комиссии из числа высококвалифицированных государственных служащих, науковцив.
Объектами, адекватно отражают результаты профессиональной деятельности государственного служащего и его профессиональные, личные и нравственные качества, должны быть результаты функционирования определенной сферы или сектора государственного управления, тенденции их изменения, обусловленные соответствующими управленческими решениями этого органа государственной власти. При этом только целевой программный метод организации деятельности органа власти способен адекватно определить конкретный вклад государственного служащего в его отримання.
Положение о проведении аттестации государственных служащих утверждается постановлением Кабинета Министров Украины определяет порядок проведения аттестации. С этой целью формируется аттестационная комиссия, которая утверждает график проведения аттестации, составляются списки государственных служащих, подлежащих аттестации, готовятся необходимые документы для аттестационной комисии.
С теоретико-правовой точки зрения аттестация служащих как институт содержит нормы, регулирующие отношения в системе прохождения государственной службы. Порядок прохождения и продвижения по службе регламентируется соответствующими нормативными документами.
Процедуры для достижения конкретных результатов аттестации и их нормативно-правовое обеспечение включают определенный порядок деятельности органа и аттестационной комиссии, направлен на организацию и проведение аттестации служащих, и соответствующие нормы правового институту.
К процедуре также включаются материальные нормы, определяющие уставные аттестационно-правовые положения (необходимость подготовки аттестационной характеристики, сроки проведения аттестации, виды аттестационных оценок), и процессуальные нормы, которые регулируют саму процедуру аттестации. Аттестационные нормы определяют порядок возникновения, прохождения и прекращения аттестационно-должностных отношений и служат для определения: целей и задач проведения аттестации; круга лиц, подлежащих аттестации; сроков ее проведения; состав аттестационной комиссии; порядке проведения аттестации, принятие решений по результатам аттестации и разработки мероприятий по совершенствованию процедуры аттестации и улучшению деятельности государственных органов (их структурных подразделений).
Обязательной составляющей системы аттестации является непосредственная деятельность по проведению аттестации, то есть управленческая аттестационная процедура, которая имеет организационно-правовой характер. Аттестационная процедура - это порядок последовательной реализации требований аттестационной деятельности в органах государственной власти, их организационного и технического обеспечения, то есть система последовательных действий по проведению атестации.
Аттестационная процедура состоит из следующих основных элементов:
постановка целей и задач аттестации;
разработка подготовительных мероприятий;
сбор, изучение, анализ и обобщение информации о работнике, которого аттестуют;
выработка системы оценки служащих;
проведение аттестационного оценивания служащих, выявление степени их соответствия государственной должности государственной службы, которую они занимают;
подготовка аттестационными комиссиями рекомендаций;
определение порядка принятия руководящим органом или руководителем государственного органа решения по результатам аттестации о присвоении государственному служащему квалификационного разряда, о материальном или моральное поощрение (стимулирование), введение его в резерв на выдвижение и др..;
формирование порядка реализации результатов аттестации - оценок и рекомендаций аттестационных комиссий (разработка необходимых мероприятий, которые этому способствуют)
определения периодичности действий, выявление субъектов и методов реализации этих действий, определение последствий реализации действий и ответственности должностных лиц за их виконання.
В аттестационной процедуры входит также оценки государственных служащих. Оценка - это показатель степени соответствия того, кого аттестуют, требованиям к должности государственного служащего, которую он занимает. Именно оценивания также имеет конкретную процедуру и выполняется с помощью определенных дий.
Механизм оценки, что обеспечивает его эффективные результаты, должен обязательно содержать следующие элементы:
субъект оценивания;
объект оценки;
научно разработанные критерии оценки деятельности государственных служащих, то есть конкретные требования, которым должен соответствовать деятельность работника, его личные качества и результаты труда; учета других факторов, раскрывающих содержание работы;
методы оценки;
процедура оценки (создание рациональной системы учета показателей работы служащих, позволяющая анализировать собранную информацию, выделение работников, которые проводят оценки; непосредственное оценки и т.д..).
Аттестация государственных служащих в механизме прохождения службы связывается с возможностью продвижения по службе и изменения правового статуса службовця.
После аттестации государственному служащему дается одна из следующих оценок:
соответствует занимаемой должности;
соответствует занимаемой должности при определенных условиях, т.е. условий, определенных рекомендациями аттестационной комиссии по его служебной деятельности;
не соответствует занимаемой посади.
Иногда с институтом аттестации связывается также прекращения государственной службы для некоторых служащих. Одним из оснований для увольнения является установление служебной невидповидности.
Государственный служащий имеет право обращаться в соответствующие органы или в суд для разрешения споров, связанных с вопросами проведения аттестации, ее результатов, содержания выданных аттестационных характеристик.
Сведения о проведенной аттестации государственного служащего и его результаты должны быть в его личном деле. Личное дело государственного служащего заполняется кадровой службой соответствующего органа. Если по результатам аттестации принято решение о введении государственного служащего в резерв на выдвижение на вышестоящую должность, эти данные вносят в соответствующий кадрового резерву.
В отличие от государственной службы с целью повышения эффективности деятельности должностных лиц местного самоуправления (далее - должностные лица) один раз в 4 года проводится их аттестация, в ходе которой оцениваются результаты работы, деловые и профессиональные качества, проявленные работниками при исполнении обязанностей, определенных типичными профессионально-квалификационными характеристиками должностей и отраженных в должностных инструкциях, которые утверждаются сельским, поселковым, городским головой, председателем районного в городе, районного, областного ради.
Аттестации подлежат должностные лица местного самоуправления всех уровней, в том числе те, которые вследствие организационных изменений занимают должности менее одного года, если их служебные обязанности не зминилися.
В период между аттестациями проводится ежегодное оценки выполнения государственными служащими и должностными лицами местного самоуправления возложенных на них задач и обязанностей. Такая оценка проводится непосредственно руководителями отделов, управлений и других структурных подразделений органов, где работают государственные служащие и должностные лица местного самоуправления, во время подведения итогов работы за год. Общие методические рекомендации по этим вопросам разрабатываются Главгосслужбой Украины.
39. стажировка 41. конкурс