47. Этика государственного служащего
Государственная служба неразрывно связана с моралью, этикой, моральным составом государственного служащего. Государственные служащие имеют огромное влияние на жизнь обычных граждан. Во многих случаях эти лица могут принимать решения, имеющие большое значение для повседневной жизни граждан, а также признавать, отклонять или модифицировать просьбам о некоторых услугах или дозволяти.Демократическое общество должно заботиться о том, чтобы действия и поведение государственных служащих были безупречны. Развитые страны признали вопросы этики и кодекса поведения государственных служащих сферой, которая приобретает все большее значение в последние роки.
Итак, зрелость гражданского общества определяется отношением к высочайших моральных ценностей всех его структур.
Прежде всего определим некоторые общие положения «административной» морали и етики.
Мораль (нравственность, этика) - это нормы человеческого общежития, поведения людей, их взаимоотношений в личном общении, производственной сфере, отношение к обществу, государству. Мораль является формой общественного сознания. Мораль и нравственность можно рассматривать как синоними.
Этика - наука о морали (нравственности).
Целесообразно обратиться к опыту США о введении этической программы в системе исполнительной власти. С точки зрения административной этики нравственность понимается как личная честность, а в административном поведении - как почти универсальная норма, согласно которой публичная должность не может использоваться для личных корыстных цилей.
Морально-ценностным требованиям общественного мнения в США предоставлено вида нормативных. Здесь действует разветвленная система специального «этического» законодательства, согласно которому и на основании которого образована и функционирует отдельная «этическая» государственная структура управления, которая призвана и регулировать, и расследовать и преследовать неэтичные действия государственных служащих. Введен или разрабатываются специальные процедуры решения «этических» дел и механизмы принудительного применения этических норм.
Представляет интерес опыт США по повышению этики государственной службы и борьбы с коррупцией. Публичная служба - это публичная доверие. Каждый служащий обязан ставить верность конституции, законам и этическим принципам выше частную пользу. Для того чтобы каждый гражданин мог быть уверенным в честности федерального правительства, каждый служащий должен уважать и соблюдать принципы этического повединки.
Законом 1978 г. реформу государственного управления было предусмотрено мероприятия по борьбе с коррупцией и повышения оперативности и эффективности деятельности правительственных учреждений. Основным принципом, который вводит этот закон, является конкурсный порядок назначений на государственные должности, причем единственные критерии отбора - достаточный опыт, уровень квалификации и чеснисть.
В США законодательно государственному служащему запрещается принимать ценности за осуществление официальных действий, т.е. получать взятки, принимать официальное участие в деле, имеет для него определенный финансовый интерес, вести дело, не содержащей коррупции, но может побудить к ней. Итак, есть круг принципиальных стандартов на случаи проявлений неэтичного повединки.
В 1989 г. конгресс США учредил управление государственной этики как отдельное учреждение в системе исполнительной власти. Руководит им директор, которого назначает на 5 лет президент по совету сената и по согласованию с ним. Здесь работает 85 сотрудников. Управление государственной этики обеспечивает управление этической программой в исполнительной власти. Эта система является децентрализованной, каждое учреждение и отделение отвечают за выполнение собственных программ етики.
Управление регулярно проводит учебно-тренировочные программы для тех, кто занимается вопросами этики в отделениях и учреждениях, издает специальную газету и методические рекомендации по различным вопросам, проводит ежегодные конференции по вопросам этики. Для получения информации используется электронная техника.
Управление государственной этики занимается такими вопросами:
предоставляет информацию о финансовых дела сотрудников, а общественности - о финансовых делах президента, вице-президента США и чиновников высокого ранга. Лицо, требует раскрытия финансовых дел вышеназванных чиновников, не должна давать никакого обоснования своего требования. Управление занимается вопросами предоставления финансовой информации о чиновников низшего ранга исполнительной власти, если их работа связана с контрактами, административными субсидиями, выдачей лицензий и др..;
участвует в процессе проверки сотрудников, которых назначает на должности президент США;
участвует в законотворческой деятельности. Управление имеет полномочия издавать постановления о рассмотрении конфликтов интересов, стандартов поведения, предоставления информации о финансовых дела сотрудников;
имеет право требовать корректировать программы других учреждений по этическим вопросам, может рекомендовать принятие мер административного воздействия в отношении конкретных работников;
в суде управление государственной этики представляет министерство юстиции.
В 1978 г. решением Конгресса США был создан пост генерального инспектора при государственных учреждениях и определены его полномочия:
выявлять и не допускать расточительства, мошенничества, злоупотреблений в государственных учреждениях;
повышать эффективность управления и хозяйствования;
проверять законность исполнения государственными учреждениями своих обязанностей.
При федеральному правительству работают уже более 60 генеральных инспекторов. Генеральный инспектор получает плату от государственных учреждений. Однако он является относительно независимым, что обеспечивает отсутствие влияния и давления на нього.
В Соединенных Штатах существуют гарантии защиты прав обличителей фактов неэтичного поведения или коррупции государственных служащих. Было создано бюро советника по специальным вопросам, главной задачей которого является защита прав работников государственных учреждений, которые публично заявляют о случаях обмана, расточительства и служебных злоупотреблений. В США публичное разоблачение махинаций на государственном уровне является общепризнанным и пользуется поддержкой государственных лидеров. Кроме того, Конгресс имеет возможность контролировать исполнительную власть через главное бюро финансового контролю.
Этические стандарты поведения работников федерального правительства кодифицированы в виде закона, а часть определяется указаниями, решению суда или администрации. Приведем некоторые из них:
«Конфликт выгод» - работникам запрещено иметь прямые или косвенные финансовые выгоды, отрицающие их официальным обязательством и задачам. Согласно этому стандарту работникам запрещается отдавать предпочтение семье, знакомым или партнерам в распределении работы, контрактов, информации;
работники могут пользоваться государственной собственностью только для официально утвержденной деятельности, они должны защищать любую собственность, оборудование, что им вверено. Например, недопустимо использование государственных конвертов, компьютеров, служебных машин с частной целью;
недопустимо злоупотребления при использовании служебной информации, которая может служить частной выгоде, или представления информации, которая не предназначена для широко круга;
работникам запрещено получать и требовать подарки, бесплатные услуги, кредиты и другие материальные ценности от лиц, имеющих дело с агентством, или от тех, на бизнес которых могут повлиять официальные действия;
государственным служащим не разрешается иметь другой работы, что может приводить к конфликту выгод из официальных обязанностей в правительстве;
для бывших федеральных работников установлены ограничения, которые являются обязательными после завершения работы в государственном учреждении. Им не разрешается представителями других лиц в отношении правительства по делам, которыми он занимался на правительственной службе. Кроме того, существует двухлетний срок запрета вмешиваться в дела, которые были служебными обязанностями работника за последний год его службы в уряди.
Интересен опыт мероприятий, начатых в этой сфере правительством М. Тэтчер в Великобритании. Был установлен контроль над «эффектом витой двери», т.е. миграции рабочих между государственной службой и коммерческими структурами, а также над «эффектом челноков», т.е. переходом бывших высших служащих государственного аппарата после их отставки в фирмы той самой сферы, которую они недавно курировалы. Эти «эффекты» стимулируют коррупцию, утечки в сферу бизнеса государственных секретов, подрывают принцип равенства условий на конкурсах за получение государственных заказов. Сейчас бывший служащий годами после отставки для подобных перемещений должен получить санкцию соответствующих органив.
Власть должна всегда чувствовать, что ее контролируют, - главный принцип деятельности чиновников. На лицо, служившие для правительства, возлагается огромная общественное доверие, потому что эта служба дает широкие возможности для злоупотреблений. Приходя на государственную службу, работник делает сознательный выбор и соглашается на строгое ограничение как в публичной, так и в частной деятельности. Чем выше должность, тем больше обмежень.
В ст. 5 Закона Украины «О государственной службе» определены основные требования этики поведение государственного служащего:
добросовестно выполнять свои служебные обязанности;
уважительно относиться к гражданам, руководителям и сотрудникам, соблюдать высокую культуру общения;
не допускать действий и поступков, которые могут повредить интересам государственной службы или негативно повлиять на репутацию государственного службовця.
Данные требования основаны на моральных нормах.
Этика государственного служащего - это система норм поведения, порядок действий и правил, взаимоотношений и принципов в государственно-служебных отношениях, которые представляют собой совокупность наиболее пригодных, глубоко осознанных и конкретизированных, принадлежащих данному обществу и являются нормами общечеловеческой морали.
Этика государственной службы тесно связана с социальной структурой конкретного общества и четко определяется ею. При этом, как правило, отражаются традиционные представления субъектов того или иного общества о статусе своего общества в целом, о преимуществе своей цивилизации и т.д.. Вместе с тем этика государственной службы представляет собой объединение универсальных правил, которые применяются во всем цивилизованном свити.
Если данные нравственные нормы в отношениях отсутствуют, то вполне можно говорить о несоответствии этики развития общества или его нормы подменены идеологиею.
Этика государственно-служебных отношений в широком смысле представляет собой практически-воспитательную и регулируемую силу. Через критический анализ нравственного сознания участников этих отношений, реально функционирует, выявляется степень соответствия существующих правовых и моральных взаемин.
Проблема профессиональной этики государственного служащего связана с тем, что его деятельность должна отвечать не только положениям Конституции и действующего законодательства, но и моральным принципам и нормам. При этом этический кодекс, которым государственные служащие должны руководствоваться, не просто опирается на общепринятую мораль, но и конкретизирует ее требования в соответствии со спецификой служебной деятельности, неординарных обязанностей и полномочий, которые возлагаются на них. В этом и заключается сущность этики государственного службовця.
Моральные нормы являются универсальными нормами в регулировании общественных отношений, поэтому безусловно государственная служба неразрывно связана с нравственностью, этикой, моральным обликом государственного службовця.
Основные этические требования, предлагаемых государственным служащим:
соблюдать принципы государственной службы;
честно служить и быть верным государству;
соблюдать высших моральных принципов;
ставить государственные интересы выше индивидуальные цели и задачи политических партий, других общественных организаций;
постоянно бороться с коррупцией в органах государственной власти;
никогда не принимать для себя и для членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия;
не использовать в корыстных целях служебного положения;
не использовать никакую информацию, полученную конфиденциально во время выполнения своих должностных обязанностей, как средство получения личной выгоды;
не допускать в деятельности элементов дискриминации в отношениях с сослуживцами, гражданами;
в общении с гражданами как при исполнении своих полномочий, так и в внеслужебных отношениях соблюдать общепринятые правила повединки.
Проступок государственного служащего - это действие (бездействие), порочащей честь и достоинство государственного служащего, что несовместимо с высоким званием государственного служащего и делает невозможным дальнейшее выполнение им своих служебных полномочий (преднамеренное нарушение закона, нарушение государственным служащим данной им присяги, недобросовестность в выполнении своих обязательств 'связей, повлекших негативные последствия, грубое нарушение общепринятых норм и правил поведения).
В зависимости от вида государственной службы к общепринятых моральных норм поведения государственного служащего добавляются специальные нормы кодекса чести, например: этические требования, предъявляемые к судьям, военных, дипломатов, нарушение которых может повлечь дисциплинарную ответственность: выговор, увольнение, понижение в должности тощо.
Этические требования к государственным служащим очень важны, потому что они являются неотъемлемой частью программы социального управления, поэтому учета морально-психологического уровня развития общества влияет на выполнение управленческого решения, т.е. на эффективность государственной служби.
Моральные ценности и нормы, касающиеся государственной власти, ее институтов (государственной службы), представляют собой в совокупности этику государственного управлиння.
Этика государственного управления - это нормативная основа государственно-властной деятельности, что касается таких основных проблем управления: справедливое социальное устройство общества и государства, взаимные права и обязанности руководителей и граждан, фундаментальные права человека и гражданина, разумное соотношение свободы, равенства и справедливости.
Проблему соотношения этики и управления впервые поставил Н. Макиавелли. Он разработал особое политическое искусство создания твердой государственной власти любыми средствами, несмотря ни на какие моральные принципы: «цель оправдывает средства». Однако в управлении обществом центральное место занимает человек, поэтому нельзя игнорировать то, что можно обозначить понятием «человеческое измерение».
Функционирование современного государственного аппарата невозможно представить без рационально разработанных, твердо установленных и обязательных формальных правил, без строгой профессионализации механизма управления. Инструментом и одновременно результатом такой профессионализации, в частности, стали государственные служащие, деятельность которых основывается на принципах профессиональной компетентности, иерархии и специализации функций. В данном контексте, естественно, возникает вопрос о соотношении профессионализма и моральности.
Безусловно, государственный служащий несет личную ответственность за свои действия. Такая ответственность предполагает наличие у субъекта этой ответственности собственных морально-этических позиций и убеждений. С этой точки зрения профессионализм и эффективность деятельности государственного служащего и является показателем его нравственности, верности своему профессиональному призванию и боргу.
Очень важно, чтобы морально-этический аспект в управлении отвечал правовому аспекту. В данном случае очень сложно не допустить перегиба в какой-нибудь одну сторону: профессионализм в ущерб нравственности, и наоборот, нравственные основы в ущерб правовым засадам.
Подчинение права нравственности с точки зрения юридического порядка означало бы стремление к насильственному насаждению справедливости и добра и могло бы привести к всевластию государства (например, опыт тоталитаризма, где политика всецело была подчинена идеологии, претендовавшей на принудительное счастье для всех людей).
Государственный служащий в своей деятельности сталкивается с проблемой соотношения справедливости и эффективности, свободы и ривности.
Весь мировой опыт дает достаточно примеров того, что эффективное функционирование любых сфер жизнедеятельности требует конкуренции. Вместе с тем, любая общественно-политическая система, любой режим не могут длительное время существовать без легитимизации, которая, в свою очередь, не может существовать хотя бы без видимого соблюдения элементарных норм справедливости.
В основе права лежит нравственность. А так как государственная служба функционирует на основе норм права, поэтому и профессиональная деятельность государственного служащего безусловно основывается на моральных нормах.
Таким образом можно сказать, что государственная служба как культурный институт - это такой уровень развития системы государственной службы, в котором компетентность, профессионализм, моральные принципы государственных служащих должны воплощать этот уровень, создавать условия для ее эффективного влияния на реальную жизнь граждан.
46. Формирование культуры государственной службы в системе подготовки , переподготовки и повышения квалификации | Глава 11. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ |