46. Формирование культуры государственной службы в системе подготовки , переподготовки и повышения квалификации
Согласно Программы кадрового обеспечения государственной службы, утвержденной Указом Президента Украины от 10 ноября 1995 г. № 1035/95, осуществляется комплекс мероприятий по развитию новой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Направления и сферу действия этой системы определяют около 20 нормативно-правовых актив.С целью создания государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих Указом Президента Украины от 30 мая 1995 г. № 398/95 образовано Украинскую Академию государственного управления при Президенте Украины с филиалами в Днепропетровске, Львове, Одессе, Харькове. В областях, городах Киеве и Севастополе созданы региональные центры повышения квалификации государственных служащих и обучение работников государственных предприятий, учреждений и организаций. Определен перечень высших учебных заведений по подготовке и переподготовке специалистов государственного управления и рыночной економики.
Постановлениями Кабинета Министров Украины утверждены:
Положение о приеме слушателей в Украинской Академии государственного управления при Президенте Украины от 23 апреля 1996 г. № 446;
Порядок приема в высшие учебные заведения на обучение по образовательно-профессиональным программам подготовки магистров государственного управления от 16 мая 1996 г. № 533;
Положение о порядке стажировки слушателей Украинской Академии государственного управления при Президенте Украины и слушателей высших учебных заведений, которые обучаются по образовательно-профессиональным программам подготовки магистров государственного управления, от 20 июля 1998 г. № 783;
Положения о трудоустройстве выпускников Украинской Академии государственного управления при Президенте Украины от 17 октября 1998 № 1269.
На выполнение Программы кадрового обеспечения государственной службы постановлениями Кабинета Министров Украины утверждены:
Положения о системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих от 8 февраля 1997 г. № 167;
Положение о едином порядке подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций от 8 февраля 1997 г. № 167;
Положения о трудоустройстве выпускников высших учебных заведений, обучавшихся на условиях государственного контракта по образовательно-профессиональным программам подготовки магистров государственного управления, от 1 сентября 1998 № 949.
Подготовка магистров государственной управление осуществляется по государственному контракту (заказу) или по отдельным соглашениям между высшим учебным заведением и юридическими лицами на условиях, определенных этими соглашениями, в высших учебных заведениях, определенных постановлением Кабинета Министров Украины «О мерах по повышению квалификации государственных служащих органов исполнительной власти »от 28 июля 1995 г. № 560. Срок обучения на дневной форме не менее чем 12 месяцев, по заочной - 22 мисяци.
Формирование и развитие культуры в системе профессионального образования государственных служащих сейчас становится насущной необходимостью и важным фактором укрепления государственности и формирования социально-ориентированной рыночной економики.
Сегодня можно констатировать, что основа для обеспечения образования государственных служащих в Украине уже заложена. Есть возможность предоставления каждому государственному служащему и лицу, которое претендует на должность государственного служащего, изучать общеобразовательные и специальные дисциплины исходя из государственных, общественных и личных образовательных потребностей, а это - путь к увеличению реального интеллектуального, профессионально-квалификационного и духовного потенциала государства и общества в целом и государственной службы зокрема.
Жизнь выдвигает новые, все более сложные требования к работе государственного службовця.
Профессиональная деятельность государственного служащего требует сегодня не только основательной подготовки в сфере государственного управления, но и осведомленности в различных областях науки, культуры, экономики, общественно-политической жизни, широкого кругозора и круга интересов, определенных профессиональных и человеческих качеств. Поэтому общекультурный уровень, который включает в себя и общеобразовательный уровень, государственного служащего является той основой, на которой разворачивается его профессиональная деятельность. Начинается общекультурное развитие личности в детские годы и продолжается всю жизнь. Этот процесс должен происходить непрерывно и является основой развития и обогащения профессионально-квалификационной и функциональной составляющих совокупной культуры государственного служащего. В свою очередь, развитие указанных составляющих совокупной культуры способствует повышению общекультурного уровня государственного службовця.
Современная система подготовки и повышения квалификации государственных служащих имеет все условия для повышения не только общекультурного уровня специалистов, но и развития их интеллектуального и творческого потенциала, ибо развитие и обогащение профессионально-квалификационной составляющей совокупной культуры государственного служащего разворачивается на основе его общей культуры, направленный на совершенствование государственного служащего как профессионала в области государственного управления и становится, в свою очередь, основой формирования и совершенствования его функциональной деятельности. То есть общая образованность, культура государственного служащего является залогом эффективности его профессиональной деятельности и повышение уровня квалификации, способствует и повышению функциональной культуры фахивця.
В свою очередь, развитие и обогащение функциональной составляющей совокупной культуры государственного служащего зависит от развития и обогащения общекультурной составляющей совокупной культуры государственного служащего. Государственный служащий, который имеет низкий общекультурное развитие, плохо владеет своей профессией и не заботится о росте своего квалификационного уровня, не может качественно выполнять свои функциональные обязанности, то есть не может осуществлять свою функциональную деятельность в соответствии с современными потребностями держави.
Система подготовки и повышения квалификации государственных служащих выполняет функции, которые помогают личности государственного служащего повышать свою культуру, поскольку именно развитие и обогащение личности, ее интересы, потребности и возможности является главной целью освити.
Это прежде всего функции, которые непосредственно касаются личности специалиста. Под личностью специалиста подразумевается профессионально-культурная сущность, при которой личность способна к продуктивному общению и произвольных изменений условий своей жизнедеятельности, интересов и направлений активности согласно собственным доктринальных научных и профессиональных убеждений, знаний и ценностной ориентации. Эти функции системы обучения и образования государственных служащих в контексте такого понимания личности освещают роль системы по разностороннего развития специалиста, который включает профессиональную, общеобразовательную, культурную и духовную ризнобичнисть.
Адаптивная функция системы подготовки и повышения квалификации государственных служащих в плоскости внутренних проявлений своего действия касается адаптации специалиста к своей профессии, вступления и обогащение опыта практической деятельности, развития профессиональной интуиции и нелинейного мышления и т.д.. Система обучения и образования должно помочь специалисту адаптироваться и к новой должности, и к быстроменяющихся условий жизни, кардинальных изменений в моральных, духовных, ценностных ориентациях, которые происходят в современной жизни и соответственно в современной практике государственного управлиння.
Компенсаторная функция системы направлена на воспроизводство частично утраченных (забытых со временем) знаний и восполнение тех знаний, которые по какой-то причине не были получены в ходе вузовской подготовки. Поскольку объем информации, необходимой государственному служащему, неуклонно растет, то расширение и обновление знаний, которые происходят в пределах его обучения и образования, является еще одним проявлением компенсаторной функции системи.
Аналитическая функция. Сущность этой функции заключается прежде всего в критическом осмыслении существующей практики государственного управления и государственной службы. Для специалиста характерна, среди прочего, и такая позиция в отношении собственной деятельности, когда именно эта деятельность является особым предметом анализа и оценки. Рефлексивное отношение личности к собственной деятельности является одной из важнейших психологических условий более глубокого осознания, критического анализа и конструктивного совершенствования. Стимулирование рефлексии специалистов является одним из проявлений аналитической функции системы подготовки и повышения квалификации. А изучение и обобщение опыта профессиональной деятельности государственных служащих, определение его основной идеи дает простор для реализации системой своей аналитической функции.
Преобразовательная функция системы подготовки и повышения квалификации государственных служащих состоит в необходимости преодоления стереотипов, шаблонов, которые сложились у определенной части специалистов и мешают конструктивно изменить стиль мышления и основные подходы к теории и практики управления в частности и жизни вообще. Итак, система обучения и образования превращает уже сложены в психологии специалистов устаревшие операциональные (стереотипы действий) и содержательные (взгляды, уже сложившиеся позиции) установки. Именно установки личности как регуляторы деятельности, а не процессы мышления или память, внимание, восприятие перестраиваются, когда деятельность человека должна осуществляться в принципиально новых для нее условиях, в новом макро-или микросередовищи
Развивающая функция системы подготовки и повышения квалификации государственных служащих состоит в разностороннем гармоничному развитию личности государственного служащего, его профессионального, научного, культурного и духовного потенциала. Эта функция яркая и проявляется во всех звеньях системи.
Прогностическая функция в плоскости внутренних функций системы заключается в формировании прогностических умений государственных служащих, привитии навыков предвидеть результаты своей нынешней и будущей деятельности, определять ее цели и задачи, планировать, программировать и проектировать свою деятельность, принимать оптимальные решения тощо.
Коммуникативная функция. В системе подготовки и повышения квалификации государственных служащих создаются условия для свободного общения специалистов с известными учеными, практиками, политиками, государственными деятелями, представителями культурной и художественной элиты общества, коллегами и т.д.. Коммуникативная функция может проявляться в различных формах обучения и образования, но общение всегда способствует профессиональному, общеобразовательном, культурном и духовному росту личности, развития ее коммуникативных свойств и умений, способствует самообразованию и самовдосконаленню.
Стимулирующая функция системы заключается в повышении заинтересованности государственных служащих в новых знаниях, организации учебного процесса на основе проблемно-ситуативных и поисковых методов, способствующих расширению образовательных потребностей специалистов и разнообразным круг их интересов, при этом не только профессиональных. Система подготовки и повышения квалификации государственных служащих стимулирует самообразование и саморазвитие личности, всячески поощряет и поддерживает стремление специалиста к образованности, совершенствования и розвитку.
Названные и другие функции системы подготовки и повышения квалификации государственных служащих находятся в тесной взаимосвязи. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций системы дают возможность осознать природу процессов, регулирующих развитие данной системы, способствуют повышению эффективности обучения и образования государственных службовцив.
Современная система подготовки и повышения квалификации государственных служащих позволяет поднять общекультурный, профессионально-квалификационный и функциональный уровень квалификации государственных служащих.
45. Понятие культурного института государственной службы и его составляющие | 47. Этика государственного служащего |