Государство как субъект макроэкономического регулирования

Современное государство объективно вынуждена выполнять роль субъекта регулирования рыночной экономики через такие экономические функции:
1) определение основных целей и приоритетов макроэкономического развития, исходя из состояния экономики и перспектив ее развития;
2) разработка и внедрение правовых норм функционирования рыночной экономики;
3) осуществление целенаправленного воздействия на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов через финансовые рычаги;
4) контроль за соблюдением антимонопольного законодательства защиты и стимулирования конкуренции;
5) регулирование внешнеэкономических отношений;
6) защита граждан;
7) финансирование общественных потреб.
Государство выполняет свои экономические функции, применяя различные формы и средства воздействия на экономику. Среди основных форм государственного регулирования рыночной экономики следует выделить:
- Финансовое регулирование (через систему фискальной политики)
- Денежно-кредитное регулирование (через регулирование денежной массы и процентной ставки);
- Ценовое регулирование (коррекция уровня цен товарного рынка)
- Структурное регулирование (через изменение отраслевой структуры экономики и, соответственно, структуры спроса и предложения на рынке);
- Социальное регулирование (социальная защита населения через государственную перераспределение доходов)
- Административное регулирование (из-за применения неэкономических методов воздействия на экономическую жизнь).
Наибольшее значение сегодня имеет финансовое, денежно-кредитная, структурное и социальное регулирование економики.
В рыночных условиях существуют определенные ограничения государственного воздействия на экономику. В принципе должны быть исключены любые действия государства, разрывающие связи в рыночном механизме, разрушают его. Недопустимы, в частности, тотальное директивное планирование (обязательное для выполнения всеми субъектами экономики), декретирования распределения производственных факторов и потребительских товаров (по фондам или по талонам), всеобъемлющий государственный контроль за ценами, спросом и пропозициею.
Время, это вовсе не означает, что государство в рыночной экономике полностью снимает с себя ответственность, скажем, за динамику совокупного спроса и цен или запрещает любое планування.
Напротив, государство внимательно следит (через соответствующие институты) за движением спроса и цен и, опираясь прежде всего на экономические методы регулирования, пытается избежать инфляции или неполной занятости она не исключает планирования, которое, однако, имеет индикативный (рекомендательный) характер, выступая в форме национальных целевых програм.
И современная рыночная экономика во многом является саморегулируемой системой, так целесообразными являются экономические методы государственного воздействия. Например, таковыми являются финансовое и денежно-кредитное регулирование. Однако это не означает, что в рыночной экономике не имеют права на существование административные методы регулирования, т.е. волевые, командные, а потому и неэкономические, более того, в ряде случаев такая форма регулирования просто необхидна.
Можно выделить несколько основных направлений административного регулирования рыночной экономики:
1) государственный контроль над монопольными рынками (антимонопольное регулирование)
2) государственный контроль над побочными эффектами системы свободного предпринимательства (установление соответствующих правил и норм рыночного поведения, обеспечения экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов);
3) обеспечение минимально допустимого уровня благосостояния и социальной защиты населения (установление гарантированного минимума заработной платы и пенсий, границ рабочего дня, выплаты по безработице и инвалидности, помощь многодетным и неимущим и т.п.);
4) защита национального рынка (административное регулирование экспорта и импорта, установление таможенных ограничений, тарифов и квот и т.д.)
5) реализация целевых программ экономического, социального и научно-технического развития;
6) обеспечение соблюдения национальных стандартов всем участниками общественного производства ("экологическая чистота" и качество продукции, санитарные нормы и т.д.). Административное регулирование стало неотъемлемым атрибутом рыночного механизма, оно не препятствует росту эффективности производства и благосостояния нации.
Администрирование опасно не само по себе, оно приносит ощутимый вред только тогда, когда начинает подменять необходимые экономические формы регулирования. Поэтому, хотя без административного регулирования современное рыночное хозяйство представляется невозможным, административные формы и методы государственного воздействия на экономику должны строго очерченные границы и функции. Основную роль все же выполняют экономические формы и методы регулювання.
Государственное регулирование национальной экономики находит свое выражение в соответствующих формах экономической политики.
Экономическая политика связана с выбором государством определенных форм и методов регулирования экономики с целью обеспечения сбалансированного макроэкономического развития и достойного благосостояния нации. Государство может выбирать различные формы и методы воздействия на экономику, поэтому экономическая политика государства имеет различные направления и приоритети.
В частности, выделяют фискальную политику (регулирование экономики через налоги и государственные финансы), монетарную политику (регулирование через денежную массу и кредитные инструменты), структурную политику (регулирование структуры экономики и тем самым спроса и предложения), социальную политику (регулирование социальной сферы), внешнеэкономической политику (создание благоприятных условий для национального производства на мировом рынке) и их подвиды (региональную, инвестиционную, конъюнктурной и другую политику).
Научной основой государственной экономической политики выступает экономическая теория (прежде макроэкономическая теория). Она формулирует цели экономической политики, важнейшие среди которых:
1) экономический рост;
2) полная занятость;
3) экономическая эффективность;
4) экономическая свобода в рыночных пределах;
5) справедливое распределение доходов;
6) социальная защита;
7) экономическое равновесие;
8) отсутствие инфляции;
9) экологическую защиту;
10) увеличение свободного времени граждан как основы гармоничного развития личности;
11) оптимальный торговый и платежный балансы страны.
Все эти цели общеизвестные и общепризнанные и в той или иной комбинации определяют направления экономической политики разных краин.
Однако их реализация имеет много вариантов, что вызвано двумя причинами: 1) не все цели определены количественно (в частности, экономическая свобода, социальная защита справедливое распределение доходов и т.д.), поэтому допускают различные трактовки и различные варианты экономической политики, 2) цели, имеют количественный выражение (например, экономический рост полная занятость, экономическое равновесие и др.), часто составляют взаимопротиворечащих сочетание (например, увеличение свободного времени противоречит цели полной занятости, а полная занятость - безинфляционные развитию т.п.).
Таким образом, любая разумная экономическая политика обязана основываться на четком определении оптимальных приоритетов в постановке целей и оценке последствий их реализации. А это немыслимо без проверки соответствия избранным целевых приоритетов положениями экономической теории.
Совокупные расходы. Рецессионное и инфляционный разрыв Механизм фискальной политики