Механизм фискальной политики

Основная макроэкономическая функция государства заключается в стабилизации економики.
Фискальная политика, охватывающая увеличение государственных расходов и сокращения приложений с целью расширения совокупного спроса в экономике в период циклического спада, называется стимулирующей бюджетно-налоговой политикою.
Стабилизация экономики в условиях избыточного совокупного спроса, который возникает вследствие циклического подъема, обеспечивается с помощью ограничительной фискальной политики - сокращение государственных расходов и увеличение податкив.
Применение различных инструментов фискальной политики (изменение государственных расходов или уровня налоговых ставок) имеет различное влияние на совокупный спрос. Мультипликативный эффект расширения совокупного спроса вследствие снижения налогов стимулирует "экономику меньше, чем увеличение государственных расходов, поскольку мультипликатор государственных расходов превышает налоговый мультипликатор. Это имеет значение для выбора инструментов бюджетно-налоговой политики на разных фазах экономического цикла. Если фискальная политика ориентирована на расширение государственного сектора, то с целью преодоления циклического спада увеличиваются расходы государства. Когда фискальная политика направлена на поддержку частного сектора, то в фазе циклического спада имеют сокращаться налоги, а в фазе циклического подъема - ограничиваться государственные расходы, что позволяет снизить уровень инфляции.
Фискальная политика может быть дискреционной и недискрецийною.
Дискреционная фискальная политика - это система мероприятий, которая предусматривает изменения в размере государственных расходов и налогов. Она используется государством для противодействия циклическим колебаниям. Для стимулирования совокупного спроса в период экономического спада правительство создает дефицит государственного бюджета увеличивая государственные расходы или снижая налоги. Соответственно в период подъема целенаправленно создается бюджетный надлишок.
При недискреционную (автоматической) фискальной политике бюджетный дефицит и бюджетный излишек возникают автоматически, в результате действия автоматических стабилизаторов экономики. Автоматический ("встроенный") стабилизатор - механизм, который позволяет уменьшить циклические колебания в экономике без проведения специальной экономической политики. Такими стабилизаторами является прогрессивная налоговая система и трансфертные платежи (страхование по безработице). Изменение этих величин результате циклических колебаний совокупного дохода приводит к увеличению налоговых поступлений в периоды роста ВВП и к их уменьшению в фазе экономического спаду.
В фазе циклического подъема доход растет и налоговые отчисления автоматически возрастают, налоговый мультипликатор уменьшается, а трансфертные платежи из бюджета автоматически снижаются. Это уменьшает совокупный спрос - расширение экономики и инфляция стримуються.
В фазе циклического спада совокупный доход снижается - налоговые поступления сокращаются, налоговый мультипликатор увеличивается, а трансферты частному сектору растут. Следствием этого является увеличение "бюджетного дефициту.
В фазе циклического спада совокупный доход снижается - налоговые поступления сокращаются, налоговый мультипликатор увеличивается, а трансферты частному сектору растут. Следствием этого является увеличение "бюджетного дефицита. Следовательно, изменения в налогах и государственных расходах хотя и имеют стабилизирующее влияние, но не могут полностью устранить экономическую нестабильность, ведь автоматические стабилизаторы лишь уменьшают, а не совсем. Устраняют влияние налогов и государственных расходов на економику.
Бюджетный дефицит и управление государственным боргом.
Бюджет - это денежное выражение сбалансированного сметы доходов и расходов за определенный период.
Фактический бюджет отражает реальные расходы, поступления и дефициты за определенный период. Структурный бюджет отражает, какими должны быть правительственные расходы, поступления и дефициты, если экономика функционирует при потенциальном объеме производства. Циклический бюджет показывает влияние делового цикла на бюджет и измеряет изменения расходов, поступлений и дефицитов, которые возникают из-за того, что экономика не работает при потенциальном объеме производства, а находится в состоянии подъема или спада. Циклический бюджет является разницей между фактическим и структурным бюджетами.
Фактический дефицит государственного бюджета складывается под влиянием дискреционной бюджетно-налоговой политики (структурный дефицит) и циклических колебаний в экономике (циклический дефицит). Структурный дефицит определяется как бюджетный дефицит при действующих налоговых ставках и потенциальном уровне выпуска. Превышение фактического дефицита над структурным дает циклический дефицит, а структурного над фактическим - циклический избыток. Изменение размера циклического дефицита определяется изменениями в структуре налогов и государственных витрат.
Важным элементом стратегии макроэкономического управления является уменьшение размера бюджетного дефицита. Экономическая наука предлагает много концепций бюджетного дефицита, с помощью которых определяется эффективность фискальной политики и ее влияние на экономическую систему. Важнейшими из них являются:
- Общий дефицит бюджета (фактический) - образуется государственными расходами, которые превышают государственные доходы и субсидии;
- Внешний дефицит - внешние расходы государства минус государственные поступления от внешних источников;
- Внутренний дефицит - это общий дефицит минус внешний дефицит;
- Операционный дефицит - общий дефицит минус инфляционная доля процентных платежей;
- Первичный дефицит - разность между величиной общего дефицита и суммой всех процентных платежей;
- Текущий бюджетный дефицит (излишек) образуется текущими государственными доходами за исключением текущих видаткив.
Для финансирования дефицита бюджета используются как инфляционные, так и неинфляционные джерела.
Неинфляционные источники содержат в себе:
- Внутренние и внешние займы на финансовых рынках: кредиты коммерческих банков, иностранных правительств и международных организаций; продажа государственных ценных бумаг коммерческим банкам, фирмам и домохозяйствам;
- Трансферты - финансирование в виде безвозмездной допомоги.
Уменьшить дефицит бюджета правительство может и путем накопления задолженности - прострочки платежей по долгам, или за счет повышения налогов. Эти меры имеют неинфляционный характер.
Инфляционным источником финансирования бюджетного дефицита является монетизация дефицита, которая происходит в результате займов центрального банка правительству и покупки центральным банком государственных ценных паперив.
Наибольшее отрицательное влияние оказывает монетизация дефицита. Финансирование дефицита через центральный банк непосредственно влияет на размер денежной массы. При этом государство получает сеньораж - доход от печатания денег. Следствием этого является рост уровня цен. Долговое финансирование дефицита бюджета ведет к накоплению государственного долга, который нужно обслуживать. Обслуживание долга связано с выплатой процентов по нему и постепенной выплатой основной суммы долга.
Государство как субъект макроэкономического регулирования Европейская интеграция и экономика Украины