Механизм внешнеэкономической политики
К основным элементам внешнеэкономической политики относятся следующие: торговая политика, валютная политика, политика иностранного инвестування.Главную роль во внешнеэкономической политике играет торговая политика. Следует различать два типа торговой политики: протекционизм и свободная торгивля.
Протекционизм - это политика государства, направленная на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции.
Она реализуется через финансовую поддержку национального производства, стимулирования экспорта, ограничения импорта. Недостаток протекционистской политики заключается в том, что, защищая национальную экономику от внешней конкуренции, она способствует возникновению в ней застойных явлений, снижению конкурентоспособности национальных товаров, усилению монополистических тенденций на внутреннем ринку.
Политика протекционизма ведет к экономической автаркии, то есть к функционированию экономики на основе самообеспеченности. Такая политика лишает страну возможности использовать преимущества международного разделения труда, выгоды от передовых научно-технических достижений других стран. Поэтому протекционизм может быть целесообразным лишь при условии, если он тимчасовим.
Свободная торговля (торговый либерализм) - это торговля без ограничений, т.е. без государственного вмешательства.
Согласно политике свободной торговли не государство, а рынок регулирует экспорт и импорт товаров и услуг. Свободная торговля стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Конкуренция со стороны иностранных предприятий заставляет отечественные предприятия внедрять передовые технологии, повышать качество продукции и снижать средние издержки, что способствует экономическому зростанню.
В реальной практике внешнеторговая политика каждой страны является смешанной. Она сочетает элементы как протекционизма, так и свободной торговли, элементы протекционизма в торговле - в периоды экономического спада, ослабления экспортного потенциала. Элементы свободной торговли преобладают в периоды экономического подъема, увеличения экспортных возможностей краини.
В условиях смешанной внешнеторговой политики значительную роль играет государство. В своей деятельности она опирается на определенную систему инструментов. Основными из них являются:
1. Таможенные средства. Различают импортное (ввозная) и экспортной (вывозной) пошлины. Ими облагаются отдельные товары за их провоз через границу страны. В зависимости от целевой направленности применяется фискальное и протекционистские импортные мито.
Фискальные пошлины, как правило, применяется к товарам, которые не производятся внутри страны, например, цитрусовые, бананы, медь и т.д.. Ставки фискальных пошлин являются невысокими. Оно применяется с целью обеспечения государственного бюджета налоговыми надходженнями.
Протекционистские пошлины применяется с целью защиты отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции. За счет этой пошлины государство повышает внутренние цены на импортные товары, что ставит иностранных производителей в невыгодное конкурентное становище.
Важным таможенным средством является так называемое антидемпинговая пошлина. Это - дополнительное импортная пошлина, которым облагаются товары, ввозимые в страну по демпинговым ценам, т.е. по ценам ниже себестоимости их виробництва.
Экспортная пошлина применяется с целью ограничения экспорта тех отечественных товаров, которые являются дефицитными для внутреннего ринку.
В подавляющем большинстве пошлина устанавливается отдельными странами автономно, то есть независимо от таможенной политики других стран-партнеров по внешней торговле. Наряду с этим, могут применяться единые таможенные ставки для стран, объединенных в общую торгово-экономическую группу, например, Европейский экономический союз (ЕЭС). Они имеют единую таможенную территорию с единым ввозной митом.
В рамках ЕЭС в зависимости от уровня таможенных ставок применяются три вида пошлины: максимальные, минимальные, льготные (преференциальные). Максимальные пошлины используются в торговле со странами, с которыми отсутствуют торговые соглашения, минимальные - в тех случаях, когда существуют соглашения о применении режима наибольшего благоприятствования, льготные - при импорте товаров из слаборазвитых краин.
2. Нетаможенные мероприятия и средства. К ним относятся различные административные и экономические методы прямого или косвенного воздействия на внешнюю торговлю. Среди них наибольшее распространение имеет квотирование, то есть когда квоты на экспорт или импорт осуществляется по лицензиям, которые выдаются соответствующими государственными установами.
К нетаможенные также относятся такие средства:
введение государственной монополии на торговлю определенными видами товаров;
внедрение определенного режима таможенных процедур, повышенных требований к качеству товаров и их экологических параметров;
льготное кредитование экспортеров (снижение процентных ставок, увеличение сроков кредитования)
применения экспортного кредита иностранным покупателям;
предоставление субсидий экспортерам и их льготное оподаткування.
Важным фактором макроэкономической стабилизации является валютная политика. К основным элементам валютной политики можно отнести следующие:
регулирования уровня либерализации валютного рынка, т.е. регламентация доступа отдельных резидентов к валютным операциям;
нормирования обязательных валютных резервов коммерческих банков, уполномоченных осуществлять валютные операции;
установление режима формирования валютных курсов (фиксированный, плавающий или управляемый плавающий валютный курс);
внедрения контроля за распределением иностранной валюты, поступающей к резидентам страны;
применение валютных интервенций, с помощью которых государство получает возможность влиять на соотношение между спросом и предложением на валютном рынке и благодаря этому ограничивать колебания валютного курсу.
Политика иностранного инвестирования призвана создавать соответствующий климат в стране для привлечения иностранного капитала.
Для Украины эта проблема является особенно актуальной. Так, по данным Министерства экономики Украины спрос нашей страны на иностранные инвестиции составляет сегодня более 40 млрд. дол. США. Но он довольствуется лишь незначительно. Так, начиная с 1992 г. общая сумма иностранных инвестиций в экономику Украины составила менее 1,5 млрд. дол. США. Это объясняется неблагоприятными объективными факторами, присущими экономике Украины и от которых зависит мотивация иностранных резидентов в ее инвестирования. К ним относятся: политическая нестабильность, нестабильность экономического законодательства, низкий внутренний спрос, хронический дефицит платежного баланса тощо.
Но наряду с объективными факторами большое влияние на создание привлекательного климата в отношении иностранного инвестирования имеет государственная политика. Она может применяться как прямые административные меры, так и рычаги экономического стимулирования.
Прямые административные меры регламентирующие правила привлечения иностранного капитала и формы его финансирования, систему гарантий иностранного капитала, отраслевые приоритеты иностранного инвестирования и т.д.. К рычагов экономического стимулирования относятся меры фискального воздействия (налоговые, инвестиционные и другие льготы).
Европейская интеграция и экономика Украины | Механизм денежно-кредитной политики |