1. Кейнсианская функция потребления.

Больше половины конечного совокупного спроса приходится на спрос домашних хозяйств. Удельный вес производства предметов потребления в развитых странах составляет 50-60%.
Приоритеты в потреблении разные, но можно выделить наиболее характерные группы товаров для семьи: еда, одежда, жилье, образование, медицинское обслуживание, транспорт (табл. 4. 1.).
Многое зависит от доходов семьи, платности и безвозмездности послуг.
Бедные семьи тратят свои доходы на товары первой необходимости - текущее потребление и жилье. С ростом доходов расходы на еду уменьшаются. Расходы на одежду, товары длительного потребления, отдых растут быстрее доходи.
Для развивающихся стран, расходы на продукты питания составляют около 60%. Население Украины расходует почти все свои доходы на питание и покупку товаров первой необходимости (табл. 4. 2.). Точно текущие расходы населения Украины - потребление - определить сложно, поскольку высокий удельный вес теневой экономики не позволяет проследить потоки товаров и грошей.
Спрос домашних хозяйств определяют следующие факторы:
- Доход от участия в производстве;
- Налоги и трансфертные платежи;
- Размер имущества, доход от имущества;
- Степень дифференциации населения по уровню доходов и размеру имущества;
- Численность и возрастная структура населення.
Два последних фактора в коротком периоде являются экзогенными параметрами.
Дж. Кейнс исходил из гипотезы абсолютного дохода, согласно которой потребление домашних хозяйств зависит от величины абсолютного доходу.
Домашние хозяйства используют не весь доход, а только тот которым доход после уплаты налоговых и страховых отчислений и добавление трансфертных виплат.
Кейнс предложил четыре правила совокупного потребления:
1. Потребление является функцией доходу.
2. Величина предельной склонности к потреблению, то есть доля потребления в каждой дополнительной единицы дохода, находится в пределах от 0 до 1, то есть люди склонны увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мири.
3. С ростом дохода предельная склонность к потреблению падае.
4. Средняя норма потребления, т.е. отношение потребления к доходу уменьшается по мере роста дохода. Средняя норма потребления уменьшается по мере роста дохода, стремясь к постоянной предельной склонности потребления (рис. 4. 1.).
Средняя норма потребления соответствует углу наклона линии, проведенной из начала координат до точки на графике функции споживання.
По мере роста дохода угол наклона падает, есть и средняя норма потребления падае.
До точки К средняя норма потребления больше единицу, т.е. при небольшом доходе потребители расходуют свои запасы и С> Y.
По мере роста дохода потребление падает и увеличивается накопление, т.е. С Отсюда следует, что расширение производства потенциально содержит в себе возможность возникновения перепроизводства.
ТЕМА 4. ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЯ как макроэкономическое явление. 2. Модификации функции Кейнса.