2. Политика государственных расходов.

Государственные расходы представляют собой расходы, связанные с деятельностью держави.
Совокупные государственные расходы (G) делятся на четыре категории:
- Потребление в государственном секторе (заработная плата заработки государственного сектора, платежи за товары, которые приобретаются для текущего потребления) - Сс;
-Социальные трансферты - Тг;
-Проценты по государственному долгу - i-DG;
-Государственные инвестиции - IG.
G = Ca Tr i-DG IG
Три первые категории образуют текущие расходы, последняя категория-государственные капитальные видатки.
Потребление в государственном секторе может быть связано с национальной обороной, содержанием транспортной системы, образованием, энергетикой, наукой, системой правосудия и выполнением служебных обязанностей другими ветвями власти, здравоохранением, жилищным строительством и т.д.. Для того, чтобы товары и услуги, связанные с перечисленными видами деятельности, были созданы, правительство должно выступить субъектом отношений на рынке факторов производства. Правительством «нанимаются» работники государственных образовательных учреждений, приобретается оборудование для государственных предприятий. Частично государство выступает субъектом отношений на рынке благ, когда, например, у частных фирм покупаются созданные на госзаказ здания или результаты научно-технических розробок.
Социальные трансферты отдельным лицам охватывают помощь нетрудоспособным, пенсионерам, безработным, малообеспеченным тощо.
Процентные платежи связанные с займами (долгом) государства в связи с превышением в предыдущем периоде расходов над поступлениями. Как и любой другой долг, он должен возвращаться кредиторам с видсотками.
Изменение структуры расходов путем выборочного сокращения отдельных категорий расходов приводит к сокращению совокупного спроса и влияет на другие характеристики экономической системи.
Одним из ключевых экономических вопросов теории и практики фискальной политики является выбор оптимального уровня государственных расходов. Каждая страна принимает уровень расходов в пределах общих принципов, но исходя из целей собственной экономической политики и особенностей внутренней среды (табл. 11. 1.).
К факторам, которые определяют уровень государственных расходов относятся: исторические тенденции в проведении бюджетной политики, уровень богатства страны; отношение страны к перераспределению доходов и острота проблемы бедности; трансфертная политика; процедуры принятия бюджетных решений; представление о том, что является общественным благом, и соответственно , о том, какие расходы необходимо финансировать Например, как правило, школьное образование является бесплатным, но высшее образование финансируется по-разному. По-разному организуется оборона: в одних странах существует воинская повинность, в других - профессиональная армия (например, в Великобритании - с 1956 p., В США - с 1975 p., В Бельгии - с 1995 г., в Нидерландах - с 1996 г.).
С ДРУго1 половины XIX в. во многих странах мира происходил рост государственных расходов. С начала 80-х pp. XIX в. и к периоду после Второй мировой войны расходы бюджетов промышленно развитых стран увеличились с менее 10% ВВП до почти 30%. По I960-1994 pp. государственные расходы в промышленно развитых странах (особенно в Европе) выросли почти так же (% ВВП), как и за предыдущие сто лет (табл. 11. 2.).
Такая тенденция изменения государственных расходов была впервые предусмотрена в 1863 г. немецким экономистом А. Вагнером и позже в финансовой науке получила название «закон Вагнера» - закон о постоянно растущей государственной дияльнисть.
Три важных аргументы приводит автор из этого приводу.
Во-первых, с развитием экономики и углублением разделения труда экономическую жизнь становится сложнее, что требует дополнительных затрат. Государству для поддержания эффективной и действенной экономики, а также правопорядка нужно выделять больше средств на содержание правоохранительных органов, милиции, оказание юридических услуг тощо.
Во-вторых, новые технологии требуют больших капиталовложений, необходимых для производства. Удовлетворить эти потребности могут только акционерные компании или государственные корпорации.
В-третьих, рост государственной активности в таких сферах, как здравоохранение и освита.
По оценке Вагнера, широкий разделение труда и рост доли населения, проживающего в городах, должны были привести к осложнению транспортных и правовых отношений, а переход от репрессивного принципа исправления нарушения права принципу предупреждения - к росту затрат на управление, полицию, армию, флот, дипломатические служби.
За Вагнером, в будущем государство больше брать на себя задачи, обусловлены целями культуры и благосостояния, - увеличение расходов на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Согласно закону Вагнера рост государственных расходов опережает номинальный рост общественного продукта. В современной терминологии это означает, что коэффициент эластичности спроса на общественные блага превышает 1, то есть общественные блага являются товаром высшего качества. Это связано с тем, что с увеличением реальных доходов меняется структура потребностей домохозяйств, в которой снижается удельный вес потребностей в товарах первой необходимости (продуктах питания, одежде, жилье) и возрастает значимость потребностей, которые удовлетворяются за счет услуг общественного сектора (в культуре , общественной безопасности, здравоохранении высокого уровня, школьном образовании высшего качества).
Эмпирически положения Вагнера полностью подтвердились не только на рубеже веков, но и в развитии стран после 1950 г. Так, с 1960 по 1995 pp. удельный вес расходов в ВВП государств, входивших в ЕЭС, возросла: в Бельгии - с 30,7% до 54,9%, в Нидерландах - с 33,7% до 53,2%, в Дании - с 24,8% до 60,1%, в Германии - с 32,5% до 49,3%, во Франции - с 34,6% до 54,3%, в Италии - с 30,1% до 53,6%, в Великобритании - с 32,2% до 42,1%. Общий показатель доли государственных расходов в ВВП 12 государств общего рынка с 1981 по 1995 pp. составил 50,1%.
Очевидно, что во всех государствах ЕЭС доля государственных расходов в ВВП значительно выше, чем в США, где за 100 лет (с 1890 по 1990 pp.) Она выросла с 6% до 32,0%.
Одним из наименьших среди развитых государств показатель удельного веса государственных расходов в ВВП у Японии. Так, с 1964 по 1991 pp. удельный вес государственных расходов Японии в ВВП возросла с 18,7% до 24,7%. Наивысшим этот показатель был в 1983 г. - 29,6%. При этом доля расходов центрального правительства в ВВП увеличилась с 5,9% до 9,3%, местных органов - с 12,8% до 15,4%.
К важному фактору роста расходов государства может быть отнесена и война - «эффект сдвига уровня государственных расходов» (А. Т. Пикок и Дж. Вайсман). При обычных спокойных времен граждане страны своей готовностью платить налоги якобы задают границу увеличения расходов. В периоды социальных кризисов (например, в случае войны) эта готовность под давлением обстоятельств повышается. После окончания кризиса расходы падают, но никогда не уменьшаются до исходного уровня. Значит, правительству остается определенное пространство для расширения существующих и введения новых бюджетных расходов. Эффект увеличения государственных расходов в случае войны хорошо видно на примере США. Если в 1938 г. консолидированные расходы американского правительства составляли 20,9% ВНП, то в конце ДРУго1 мировой войны (1944 г.) - 52,3%. В 1950 г. уровень расходов хоть и снизился более чем в 2 раза (до 24,7% ВНП), но все равно остался выше, чем в начале вийни.
За последнее десятилетие рост государственных расходов во всем мире сопровождалось улучшением качества жизни: повышением уровня образования, улучшением системы здравоохранения и ростом продолжительности жизни. Поэтому в составе государственных расходов (в% к ВВП) быстрее увеличивались трансферты - в отличие от расходов на приобретение товаров и услуг. Соответствующие данные для ряда промышленно развитых стран (Австрии, Швеции, Германии) по 1959-1993 pp. и стран с переходной экономикой (Чешской Республики) за 1993-1998 pp. приведены в табл. 11. 3.
Согласно официальной статистике, отражающей состояние национальных счетов, по оценке экономистов Международного валютного фонда В. Танзи и Л. Шукнехта, в ближайшее десятилетие во многих странах прогнозируется уменьшение доли государства в ВВП. Мировая экономика становится все конкурентны, а труд и капитал - все мобильнее, поэтому страны с большим и неэффективным государственным сектором рискуют отстать в росте добробуту.
В Украине на фоне циклического спада прослеживается тенденция к уменьшению доли бюджетных расходов в объеме ВВП. Так, удельный вес расходов сводного бюджета в валовом внутреннем продукте в 1994 г. составила почти 53%, а в 2003 г. - 28,7% (табл. 11. 4.).

1. Понятие бюджетно -налоговой политики. 3. Налоговая политика.