1. Государственная политика занятости.
Политика занятости - совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого из его членов в частности. Она имеет несколько уровней: государственный, региональный и локальний.Государственное регулирование осуществляется сетью специальных государственных учреждений для поддержания приемлемого уровня занятости, повышение мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мисць.
На сегодняшнее время можно выделить три основные модели государственной политики зайнятости.
Европейская модель - это сокращение числа занятых при повышении производительности труда и, как следствие, роста дохода. Такая политика предполагает дорогостоящую систему помощи для большого количества безробитних.
Скандинавская модель - это обеспечение занятости практически всех трудящихся путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними условиями оплаты труда. Такая политика рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет звильнення.
Американская модель ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значительной части экономически активного населения. При таком подходе безработицы формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами.
Государственное регулирование занятости населения основывается на:
- Обеспечение социального партнерства субъектов рынка труда;
- Содействии обеспечению эффективной занятости, предотвращению безработицы, созданию новых рабочих мест добровольном выборе сферы деятельности и рабочих мест;
- Соблюдении комплексности мероприятий по регулированию занятости населения
- Поддержке трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, которые нуждаются в социальной защите;
- Обеспечение мер предупредительного характера по регулированию занятости населения и воспроизводства рабочих мест;
- Полной гарантии сохранения рабочих мест и профессий, получения доходов тощо.
Зависимости от состояния экономики и рынка труда предусматривается два основных варианта мероприятий проведения политики занятости: активный и пасивний.
Активная политика занятости - это совокупность правовых, организационных и экономических мер, которые проводит государство с целью снижения уровня безработицы. Она предусматривает мероприятия по профилактике освобождения, обучение и повышение квалификации, активный поиск и подбор рабочих мест, финансирование создания новых рабочих мисць.
Пассивная политика занятости предусматривает выплату пособий безработным и предоставление простых услуг по подбору рабочих мест через государственную службу занятости. Такая политика может себя оправдать лишь при высокой гибкости рынка труда в цилому.
В Украине существуют огромные возможности для повышения уровня занятости развитие частного предпринимательства, малого бизнеса, сферы услуг, фермерства, всей рыночной инфраструктуры и т.д. (табл. 13. 1.).
Отраслевая структура занятых,% (рис. 13. 1.).
Сейчас в Украине доля работников промышленности существенно ниже, чем в большинстве экономически развитых стран. Исключение составляют только Франция и Швеция, в структурах занятости которых доминирует сфера обслуживания. К тому же сохраняется приоритет добывающих отраслей, характерен для сырьевых экономик, а в Украине это отчасти является результатом распада ВПК СРСР.
Наибольшая численность работающих сконцентрирована в сельском хозяйстве (5,4 млн. человек, или 25,2% всех занятых в 2002 p.), Что значительно превышает численность занятых в промышленности (4,4 млн. человек). Такая структура занятости не отвечает инновационным стратегиям развития, ориентированным на опережающее развитие наукоемких сфер промышленного производства, способных обеспечить обновление технико-технологической базы сельскохозяйственного производства. Для сравнения: доля сельскохозяйственного сектора в Канаде составляет 2,8% общей численности занятых, во Франции - 3,6, в Венгрии - 6,3, в Польше - 19,3, в Чехии - 4,8%.
Учитывая социальную важность проблемы занятости рынок труда нуждается в квалифицированном государственного регулирования. Одним из основных показателей, характеризующих степень государственного регулирования рынка труда является процент ВВП, который тратится на осуществление программ такого регулирования. В странах ОЭСР на различные Государственные программы на рынке труда расходуется от 0,5 до 5% ВВП (в том числе 1% в США и Японии и 5% в Дании). В Украине на протяжении 1992-2000 pp. объем этих расходов колебался от 0,3 до 0,6% ВВП. Опыт многих стран показывает, что особенно важное значение имеют следующие четыре направления регулирования рынка труда. Во-первых стимулирования роста занятости и увеличение количества рабочих мест. Во-вторых, подготовка и переподготовка рабочей силы. В-третьих, содействие найму рабочей силы. В-четвертых, социальное страхование безробиття.
Число занятых в экономике Украины уменьшилась с 25,4 млн. человек в 1990 г. до 21 млн. человек в 2002 p., Однако количество тех, кто кормится исключительно с подсобного хозяйства, выросла почти в четыре раза: от 0,7 млн. до 2 , 6 млн. громадян.
По данным выборочного обследования условий жизни домохозяйств в 2003 г. стоимость проданной и потребленной продукции, полученной от личного подсобного хозяйства и самозаготивель, составляла седьмую часть (15%) совокупных ресурсов домохозяйств, в том числе городских - 4%, сельских - более трети (40 %).
По данным опроса, в первой половине 2003 г. земельные участки имели в своем пользовании 56% домохозяйств Украины, в городах - более трети (36%), а на селе - почти все домохозяйства (97%). Скот, птицу, пчел содержали 36% домохозяйств. На селе этот показатель составлял 86%, в городах - 12%.
При ограниченных возможностях трудоустройства и низкой заработной плате немало экономически активных граждан Украины, прежде всего в возрасте 20-49 лет, становятся трудовыми мигрантами. Более 80% участников трудовых миграций не имели постоянной работы в Украине и еще 7% находились в неоплачиваемых видпустках.
Основными центрами притяжения украинских трудовых мигрантов Россия (40-50%), Польша (15-20%), Чехия (10-15%), Италия (почти 10%), Португалия (4-6%). В целом более 90% общего потока трудовых мигрантов приходится на страны СНГ (Россия и частично Беларусь), страны Вышеградской группы (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия) и государства Южной Европи.
Продолжительность пребывания наших граждан на работе за рубежом составляет в среднем около шести месяцев. Поскольку в трудовых миграциях участвует почти 10% экономически активного населения, то предложение рабочей силы граждан Украины за пределами нашего государства составляет 5% от общего предложения рабочей силы. Таким образом, современная трудовая миграция не только уменьшает масштабы предложения рабочей силы на украинском рынке труда, но и снижает ее якисть.
Экономические неурядицы прямо отражаются на демографических показателях государства. За последнее десятилетие наблюдается падение средней продолжительности жизни в Украине: для женщин - с 72 до 59 для мужчин - с 70 до 56. В мире средняя продолжительность жизни составляет 78 лет, при этом в бедных районах - 64, а в бедных - 52.
Время произошло падение уровня рождаемости в Украине, который сегодня почти на 40% ниже зарегистрированного в начале 90-х годов. Это объясняется, главным образом, активностью женщин 20-49 рокив.
Правда, это само собой может происходить и закономерным образом - известно, что во всем мире общественный прогресс сопровождается снижением репродукционной активности населения. Но в Украине это явление реализовалось в советские годы - уже в 70-е годы XX века рождаемость и смертность стабилизировались на уровне развитых промышленных государств, а нынешнее - свидетельствует о уныние граждан в завтрашнем дне и представляет угрозу для держави.
В экономическом плане проблема заключается в том, что при падении рождаемости ниже определенного показателя начинается общее старение населения. Доля пожилых людей в 2000 г. превысила в целом по Украине 20%, а в селах - даже 1/3 всего населения. Для сравнения, аналогичные показатели для Российской Федерации - 17,6%, для Беларуси - 18,0%, для стран Балтии - 17,4-19,0%. По международной шкале, «очень высокий» уровень демографической старости страны начинается с 18,0%. Согласно указанной ситуации демографическая нагрузка на 1000 населения трудоспособного возраста нетрудоспособными лицами пенсионного возраста составляло в 2001 г. в среднем по Украине 402 человека: в сельской местности - 561 человека, а в городах - 340 человек. Дальнейшее старение населения неизбежно приведет к возникновению дополнительных экономических и социальных проблем по содержанию указанной группы населения. Как обобщающий показатель, рейтинговое место Украины по качеству жизни в мировом содружестве (по международным расчетам) из года в год колеблется конце первой сотни.
Основными проблемами в сфере предложения рабочей силы:
- Несоответствие потребностям экономики по профессионально-квалификационным признакам;
- Высокий уровень старения, прежде всего в сельской местности;
- «Вымывание» через трудовую миграцию прослойки населения со средним уровнем квалификации, но высокой экономической активнистю.
Основными направлениями современной государственной политики занятости населения являются: - сохранение имеющихся и создание новых высокопроизводительных рабочих мест;
- Формирование профессионально-квалификационного состава рабочей силы в соответствии с потребностями рынка труда;
- Обеспечение активного участия в международном разделении труда;
- Создание условий для развития самозанятости населения и предпринимательской инициативы, распространение вторичной занятости трудоспособного населения;
- Создание правовой основы социально-трудовых отношений на селе, возникающие вследствие распаевания и передачи земли в частную собственность;
- Поддержка регионов, в которых сложилась критическая ситуация на рынке труда, путем создания механизма содействия развитию бывших депрессивных территорий;
-Содействие трудоустройству не конкурентоспособных на рынке труда слоев населения (лиц с ограниченными физическими возможностями, молодежи, женщин, лиц, освобожденных из мест лишения свободы или принудительного лечения) и создание надежного экономического механизма обеспечения их занятости;
- Обеспечение работой трудоспособных лиц из семей с детьми;
- Развитие общественных работ, оплачиваемых за счет бюджетов.
ТЕМА 13. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. | 2. Социальные стандарты и проблема неравенства доходов населения. |