3. Социальная политика государства: направления и проблемы

Социальная политика - это комплекс социально-экономических мер государства и местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, роста цен, обесценивания трудовых сбережений и т.д.. (Рис. 13. 3.).
В рамках социальной политики обеспечивается необходимый минимум потребления, перераспределяются доходы, ограничивается безработицы, гарантируется поддержка семьи, обеспечение жильем, повышение уровня образования и культури.
Отмечается, что степень неравенства в доходах меньше в странах, где государство шире использует перераспределение национального дохода в пользу бедных верст через систему налогообложения и государственные расходы. В государственных бюджетах этих стран предусматриваются большие расходы на сокращение реальной неравенства которая формируется рынком. Т.е. привлекаются нерыночные факторы регулирования, такие как наличные и безналичные трансфертные выплаты, различные виды помощи малоимущим. В большинстве развитых стран удельный вес средств, поступающих в бедных слоев населения, в общем объеме социальных выплат составляет 19% при низком количестве такого населення.
На основе проверки потребностей населения государственные программы поддержки доходов приобретают форму дополнительных выплат, которые гарантируют минимальный доход, приближающийся к черте бедности. Государственная помощь дополняется также коммунальными трансфертами, т.е. местными системами допомоги.
Особую обеспокоенность вызывают группы, которые в наименьшей степени могут сами себя обеспечить, - это касается лиц пожилого возраста и детей. Помощь наиболее незащищенным слоям населения должно гарантировать удовлетворение минимальных потребностей, в частности в продовольствии. Для решения проблемы недоедания используются программы дополнительного питания, в соответствии с которыми продовольствие выделяется непосредственно именно тем группам, для которых риск вреда здоровью является крупнейшим, например: беременным женщинам, детям и лицам пожилого возраста. Такие программы должны тесно координироваться с предоставлением услуг первичной здравоохранения, поскольку недоедание отражает не только нехватку продовольствия, но и наличие захворювань.
Определяющая линия социального обеспечения периода реформирования заключается в создании системы помощи не только для лиц пожилого возраста и способных заявить о себе на рынке труда, но и для широких слоев населения с низкими доходами, но в пределах схемы, которую можно финансово пидтримати.
Опыт показывает, что политика социальной защиты малообеспеченного, но трудоспособного населения имеет временный характер. Различные виды частичного субсидирования, усилия, направленные на сокращение безработицы, является, с одной стороны, последствиями, а с другой - необходимостью переходной экономики. От временных мер нужно постепенно отказываться по мере того, как набирают силу и скорость рыночные механизмы, поскольку действие этих мер связана с вмешательством государства в процесс ценообразования и в рынок праци.
В контексте всего указанного пассивность и финансовая несостоятельность существующей социальной политики обусловливается чрезмерно большим числом целей и малым количеством средств их достижения, демонстрирующий следующая модель:
Cn = Rx; y),
где Сп - цель социальной политики (эндогенная величина);
х - средства социальной политики (макроэкономические инструменты)
в - рыночные переменные, возникающие при реализации задач социальной политики.
Считается, что ограниченный круг целей при определении задач социальной политики обеспечивает большую гарантию их достижения, а если количество целей превышает количество средств, то возникают целевые конфликты. Примерами противоречия целей является стремление одновременно обеспечить высокие социальные гарантии и повысить эффективность производства или увеличить государственные трансферты и сократить дефицит бюджета тощо.
Избыточное количество целей объясняется накоплением нерешенных проблем структурной перестройки экономики; длительным спадом производства; безработицей и массовой нищетой населения; возникновением специфических ситуаций, вызванных остатками административно-командной системи.
Недостаточность средств социальной политики обусловлена слабо развитой рыночной инфраструктурой, отсутствием традиций регулирования рыночной экономики, недоверием населения к государственным институций.
Современная система мер социальной защиты населения в переходный период должна включать два типа воздействия: адаптационный для трудоспособного и работающего населения и социально-защитная для нетрудоспособного и социально слабого населення.
Основной целью социальной защиты является предоставление каждому члену общества, независимо от социального происхождения, национальной или расовой принадлежности, возможности свободно развиваться, реализовывать свои здибности.
Эффективная макроэкономическая политика требует социальной политики в двух направлениях:
осуществления макроэкономического средства выхода на устойчивый экономический рост путем использования роста доходов населения как движущей силы стабилизации отечественного производства, укрепление внутреннего рынка, формирование собственных источников сбережения и инвестирования;
обеспечения для всех слоев населения реализации главного принципа рыночной экономики - способности к самообеспечению.
2. Социальные стандарты и проблема неравенства доходов населения. ТЕМА 14. Механизм внешнеэкономической деятельности.