3.2. Основные классификации СНС и определения единиц классификации
Одной из главных идей СНС является упорякування информации по различным аспектам экономического процесса таким образом, чтобы обеспечить выявление и характеристику общего состояния и главных результатов экономической деятельности, а также структуры экономики. Для этого в СНС применяют различные типы классификаций и группировок. Главные из них:институциональных единиц по секторам экономики;
отраслей экономики;
экономических операций;
активов и пассивов;
товаров и услуг;
расходов органов государственного управления по назначению расходов;
налогов и субсидий.
Рассмотрим основные классификации СНР
1. Классификация институциональных единиц по секторам экономики - одна из центральных в СНС. Единица классификации - так называемая институциональная единица, то есть хозяйствующий субъект, самостоятельно принимает решения, касающиеся экономической деятельности, распоряжается своими материальными и финансовыми ресурсами и разрабатывает полный набор бухгалтерских счетов. Существует два типа институциональных единиц: юридические лица (предприятия, корпорации, государственные учреждения, банки и страховые компании, общественные организации и др.). Домашние хозяйства. Последние рассматриваются как самостоятельные институциональные единицы, поскольку они являются центрами принятия решений, определяющих их повединку.
Институциональные единицы группируются в секторы экономики (институциональные сектора). Сектора - это группы институциональных единиц, которые являются однородными с точки зрения функций, которые они выполняют в экономическом процессе, и способа финансирования расходов. Соответствии с международными стандартами в СНС институциональные единицы группируются в пять секторов:
нефинансовые корпорации, то есть предприятия, которые производят продукты и предоставляют нефинансовые услуги;
финансовые корпорации;
органы общего государственного управления;
некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
домашние господарства.
К сектору нефинансовых корпораций включают предприятия и корпорации, которые производят товары и услуги для продажи на рынке по ценам, возмещают издержки производства и обеспечивают прибыль. До этого сектора включаются частные и государственные предприятия и корпорации, совместные предприятия, которые полностью находятся под контролем иностранного капитала. Единицы, включенные в этот сектор, возмещают свои затраты (расходы) за счет выручки от реализации (продажи) товаров и услуг на рынке. До этого сектора также включаются некоммерческие организации, которые основаны группами производителей и финансируемых за счет взносов их членов (ассоциации предприятий, торговые палаты и т.д.).
Сектор финансовых корпораций и учреждений включает коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные фонды и другие финансовые учреждения, основной функцией которых является финансовое посредничество, осуществляется на коммерческой основе. Финансовое посредничество состоит в том, чтобы находить (искать) на финансовом рынке свободные денежные средства, аккумулировать их и перерабатывать в форму, удобную для инвесторов, а затем предоставлять инвесторам по ценам (ставкам), состоящие на рынке. Иначе говоря, основная функция финансовых корпораций состоит в том, чтобы быть посредником между теми, кто экономит, и теми, кто инвестирует. Финансовые корпорации финансируют свои затраты (расходы) главным образом за счет разницы между процентами, полученными за предоставленные финансовые ресурсы, и процентами, уплаченными за привлеченные средства (ресурсы).
Сектор общего государственного управления включает органы управления центрального и местного уровней, бюджетные государственные учреждения, главной функцией которых является принятие политических решений, экономическое и правовое регулирование, перераспределение доходов и богатства, а также предоставление нерыночных услуг как обществу в целом, так и отдельным его членам ( или группы лиц). Свои функции органы государственного управления осуществляют с целью реализации социально-экономической политики, которая обычно предусматривает оказание помощи определенным группам населения (малоимущим, пенсионерам, инвалидам, студентам и др.)., А также недопущение чрезмерного разрыва в уровнях доходов наименее и наиболее обеспеченных слоев населения. Органы государственного управления финансируют свои затраты (расходы) за счет налогов, а также частично за счет доходов от собственности, которую они располагают. До этого сектора включаются внебюджетные фонды, подконтрольные правительственным органам (пенсионный фонд, фонд занятости населения и др.)..
Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, включая общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации и др.., Главная функция которых заключается в предоставлении нерыночных услуг членам этих организаций. Единицы, входящие в этот сектор, финансируют свои затраты (расходы) за счет взносов, доходов от собственности, пожертвований тощо.
Сектор домашних хозяйств включает домашние хозяйства, т.е. единицы, основной функцией которых является потребление, а также небольшие (мелкие) некорпоровани предприятия, владельцами которых являются домашние хозяйства (или отдельные члены семьи), например, мелкие фермы, небольшие магазины, рестораны, мастерские, парикмахерские и тому подобное. До этого сектора включают также лиц свободных профессий. Предполагается, что они являются собственниками некорпорованого предприятия, состоящее из одного лица. Объединение домохозяйств и некорпорованих предприятий, владельцами которых являются домашние хозяйства, аргументируется соображениям практического характера, в частности тем, что бюджет домохозяйств и некорпорованих предприятий часто является единственным и его трудно, невозможно отделить друг от друга. На практике, однако, некоторые страны к сектору домашних хозяйств включают только сами домохозяйства, а некорпоровани предприятия относятся к сектору корпораций. В сектор домохозяйств относят также собственников жилья, в котором они сами живут. Дело в том, что жилищные услуги, которые предоставляются собственниками жилья самим себе, рассматриваются в СНС как производство для личного потребления аналогично потреблению фермером или иным производителем овощей с собственного огорода. Оплачиваемый наемный прислуга (садовники, шоферы, повара и др.). Рассматриваются как члены тех домашних хозяйств, где они работают. Свои расходы (затраты) единицы, включенные в сектор домашних хозяйств, финансируются за счет оплаты труда, доходов от собственности, перераспределительных поступлений (пенсий, пособий и др.)., А также за счет выручки от реализации продукции некорпорованих предприятий, входящих в этот сектору.
Такова секторная классификация. Она характеризует организационную структуру современной рыночной економики.
Отметим, что все институциональные единицы, то есть юридические лица и домохозяйства, которые группируются в секторы экономики, являющиеся резидентами данной краини.
Для каждого сектора экономики в СНС предусмотрен определенный набор стандартных счетов, в которых отражают различные аспекты экономической деятельности, взаимосвязи с другими секторами, а также другими краинами.
2. Классификация отраслей экономики - одна из важных в СНС. Единицей отраслевой классификации является заведение, то есть единица относительно однородная по продукции, применяемой технологии и структуры затрат; единица, находится в одном месте и о деятельности которой может быть получена определенная информация. В качестве учреждения может выступать либо предприятие (фирма), если оно достаточно однородным, или отдельные подразделения предприятия, если они отвечают приведенному выше определению. Например, в составе промышленного предприятия (объединения), как правило, в качестве отдельного заведения можно выделить строительную деятельность, жилищно-коммунальное хозяйство, подсобное сельское хозяйство, торговлю и др.. Заведения не являются институционными единицами. Они не распоряжаются доходами и активами, не могут принимать экономических и финансовых ришень.
Отраслевая классификация в СНС создана в соответствии с МСГК - Международной стандартной классификации всех видов экономической деятельности по отраслям народного хозяйства (третье издание, одобренное Статистической комиссией ООН в 1993 г.) и КВЭД Украини.
МСГК предусматривает группировку отраслей экономики в такой последовательности:
Сельское и лесное хозяйство, рыболовство и мисливство.
Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров.
Обрабатывающая промисловисть.
Электроэнергия, газ и водопостачання.
Будивництво.
Оптовая и розничная торговля, ремонт различных товарив.
Отели и ресторани.
Транспорт, складское хозяйство и связь.
Финансовое посередництво.
Операции с недвижимостью, аренда и коммерческая дияльнисть.
Государственное управление и оборона.
Освита.
Здравоохранение и социальные послуги.
Прочие коммунальные, социальные и персональные послуги.
Частные домашние хозяйства с наемным обслуговуванням.
Экстерриториальные организации и органи.
Конечно, такая классификация отраслевой структуры по своему содержанию и названием существенно отличается от той, что была у нас раньше. СНС также предусматривает выделение в составе крупных отраслей экономики около 100 подотраслей, которые почти полностью соответствуют требованиям МСГК и КВЕД.
Для отраслей СНС предусмотрены соответствующие счета, в которых фиксируются операции, связанные с их дияльнистю.
3. Классификация активов и пасивив.
Запасы - это наличие активов по состоянию на определенную дату. В СНС предусматривается такая классификация активов:
И. Нефинансовые активы (1 2)
1. Произведенные активы (1.1 1.2)
1.1. Материальные активы (1.1.1 1.1.2 1.1.3)
1.1.1. Основные фонди.
1.1.2. Оборотные материальные засоби.
1.1.3. Ценности, которые способны в течение длительного времени сохранять вартисть.
2.2. Нематериальные активы (1.2.1)
2.2.1. Основные фонды (1.2.1.1 1.2.1.2 1.2.1.3)
2.2.1.1. Расходы на геологоразведочные роботи.
2.2.1.2. Программное обеспечение ЕОМ.
2.2.1.3. Оригиналы художественных и литературных творив.
2. Непроизведенные активы (2.1 2.2)
2.1. Материальные активы (2.1.1 2.1.2)
2.1.1. Земля.
2.1.2. Природные копалини.
2.2. Нематериальные активы (патенты, авторские права, торговые знаки, лицензии и др.)..
II. Финансовые активы (1 2 3 4 5 6 7)
1. Монетарное золото и специальные права запозичення.
2. Депозиты и готивка.
3. Ценные бумаги (кроме акций).
4. Акции и другие формы акционерного капиталу.
5. Займы и кредити.
6. Технические резервы страховых компаний.
7. Прочая кредиторская (дебиторская) заборгованисть.
Все активы (I II).
Активы фиксируют в отдельных счетах СНС, которые называют балансом активов и пассивов. Активы оценивают по рыночным возобновляемыми ценам. Классификации активов соответствует симметричная классификация пассивов. Единственным исключением является монетарное золото, рассматривается лишь как актив, которому не противостоит пасив.
4. Классификация товаров и послуг.
Она осуществляется по основным группам товаров и услуг в соответствии с требованиями Международной центральной классификации продуктов, одобренной Статистической комиссией ООН в 1993 роци.
5. Классификация расходов органов государственного управлиння.
Эта классификация фиксирует расходы органов государственного управления по назначению расходов. Она предусматривает такие рубрики, как общее управление, оборона, образование, здравоохранение, наука, культура, искусство и др.., Позволяющим разграничить потребление органов государственного управления на коллективное и индивидуальное споживання.
6. Классификация налогов и субсидий.
В СНС осуществляется различие между текущими и капитальными налогами, между налогами на производство и импорт, с одной стороны, и налогами на доходы и собственность - с иншого.
Налоги на производство и импорт рассматриваются в СНС ООН 1993 г. как первичные доходы органов государственного управления; налоги на доход и собственность трактуются как перераспределительные платежи. Налоги на производство и импорт, в свою очередь, делятся на две группы: налоги на продукты (продуктовые налоги) и другие налоги на производство и импорт (неприбыльные налоги). Такое деление имеет значение для оценки валового выпуска продуктов и услуг. Налоги на продукты (кроме НДС и налогов на импорт) входят в состав валовой добавленной стоимости (ВДС) по ценам производителей, но не включаются в состав ВДВ при оценке по основным (базовым) ценам. Налоги на производство выступают элементом ВДВ как в ценах производителей, так и в основных (базовых) ценах. Но ни первые, ни вторые налоги не является элементом факторной вартости.
Схема классификации податкив.
И. Текущие налоги (1 2).
Налоги на производство и импорт (1. 1 1. 2).
1.1. Налоги на продукты (НДС, акцизы, пошлины, налоги с продаж и другие).
1.2. Налоги на производство (налоги на землю, сооружения, здания, фонд оплаты труда, транспортные средства и др.)..
Налоги на доход и собственность (налоги на прибыль, подоходный налог с граждан, налоги на собственность, которая не используется в производстве).
II. Капитальные налоги (налоги на наследство, налоги на дарение собственности и другие налоги на операции с капиталом).
III. Налоги (I II).
Субсидии, то есть выплаты из бюджета предприятиям, имеющим целью возместить убытки, возникающие вследствие ценовой политики, а также осуществляемые с целью влияния на уровень производства, являются негативными налогами на производство и импорт, т.е. отрицательными налогами. Поэтому классификация субсидий на производство симметричная классификации налогов на производство и импорт. Но в СНС различаются субсидии на продукты (более-менее пропорциональны количеству или стоимости производимых или реализуемых товаров) и другие субсидии на производство (которые являются более или менее пропорциональными относительно субсидируя факторов производства).
Субсидии на продукты, как отмечалось, включаются в ВДВ в основных ценах, но не включаются в ВДВ в ценах производителя. Все субсидии на производство прилагаются к так называемой факторной стоимости, которая исключает все налоги на производство.
3.1. Общая структура СНС и содержание применяемых в ней новых экономических понятий и терминов | 3.3. Группировка экономических операций в СНС |