8.1. Переход к рыночным отношениям и необходимость разработки СНС Украины

Появившись пятьдесят лет назад в странах с рыночной экономикой в ответ на потребность органов государственного управления в информации макроэкономического характера, необходимой для регулирования рыночной экономики, СНС сегодня во всем мире важным разделом экономической статистики и общей системы экономической информации. Во многих странах она стала важным элементом общей системы государственного управлиння.
Задачу применения СНС в Украине приобрел актуальность в связи с осуществлением рыночных реформ, следствием которых административно-командная, плановая экономика должна трансформироваться в рыночную. Понятно, что для макроэкономического анализа и прогнозирования рыночной экономики необходима система показателей, адекватно моделирует экономические процессы. Такой системой макроэкономических показателей и является СНР.
В начале 90-х годов была разработана Государственная программа перехода на международную систему учета и статистики и составлению национальных счетов Украины. В процессе реализации программы по разработке СНС Украине как комплекса взаимосвязанных экономических счетов и вспомогательных таблиц, характеризующих экономическую деятельность страны, Госкомстат Украины отработал методологию составления консолидированных национальных счетов и исчисления макроэкономических показателей, отвечающих требованиям международных стандартив.
Однако, надо помнить, что разработка и внедрение в экономическую практику СНС Украины осуществляется в условиях переходного периода от административно-командной к рыночной экономике, а это приводило своеобразие подхода к данной проблеме. Это своеобразие вытекала из необходимости сохранения на определенный период привычных информационных характеристик развития экономики и отсутствии адекватной СНС информационной базы. С учетом реальных обстоятельств в начале 90-х годов избрали путь интеграции СНС и баланса народного хозяйства (БНГ), который использовали до этого как методологическую базу для исчисления основных макроэкономических показателей, обоснование пропорций процесса воспроизводства т.д.. Интеграция СНД и БНГ предусматривала формирование СНС параллельно с использованием информационной базы БНГ и постепенную гармонизацию понятий, классификаций и определений. Это предполагало также определение и описание сходства и различия между СНС и БНГ, уточнения и измерения различий между потоками и их элементами, которые учитываются по-разному в обеих системах макроэкономического счетоводства, устранение или сокращение различных случайных разногласий между ними.
Практическое применение интегрированной системы означало систематическое выявление расхождений и их преодоления при исчислении макроэкономических показателей, при составлении счетов и вспомогательных таблиц, между потоками материальных продуктов и услуг и нематериальных услуг, между доходом, созданным в сфере материального производства и в нематериальной сфере, и ин.Module . Вследствие всего этого внедрения СНС в экономическую практику начали осуществлять в несколько етапив.
Первым этапом этой работы была разработка методологии и организация регулярных расчетов ВВП и других макроэкономических показателей по текущим и постоянными ценами, а также по отраслям и по структуре конечного использования в текущих ценах. Первые оценки этого показателя было получено по упрощенной методологии путем так называемых переходных ключей на основе национального дохода (чистой продукции отраслей материального производства), рассчитанного на основе методологии БНГ.
В методологическом отношении официальные данные по ВВП в целом были результатом приоритетных применения производственного метода исчисления ВДВ и «остаточного» расчета валовой прибыли в его доходному составе (распределительный метод). Такой подход был характерен и для расчета национального дохода в системе БНГ, где остаточному методом вычисляли так называемые другие элементы чистого дохода (совокупная статья, в которую входили стоимость нематериальных услуг, некоторые налоги). Была разработана методология исчисления ВВП и по методу конечного использования. Однако его применение в экономической практике вследствие отсутствия нужной экономической информации было обмеженим.
Формирования и исчисления ВВП возможно или макроуровня, т.е. на основе составления сводных, консолидированных счетов внутренней экономики, или низшего уровня - уровня отраслей и секторов экономики. Учитывая необходимость применения общих принципов СНС в условиях переходного периода нашей экономики и недостаточную разработанность информационной базы, представляется необходимым принятие первого подхода. Поэтому на втором этапе была разработана методология и по составлению основных сводных национальных счетов Украины и счетов по секторам экономики. Это произошло в 1994 г. Следовательно, включая по 1994 г. составления национальных счетов происходило параллельно с разработкой системы БНГ и с использованием его итогов. Начиная с 1995 г. Госкомпредпринимательства Минстат Украине свернул большинство разделов системы БНГ и перешел к непосредственных расчетов ВВП на собственной основи.
На третьем этапе должна осуществляться разработка методологии составления счетов и расчета показателей по отраслям економики.
В новой СНС-93, которую совместно с ООН приняли влиятельные мировые финансово-экономические организации, для отображения доходного состав ВВП (по распределительному методу) предусмотрен отдельный счет образования дохода, который расположен непосредственно по счету производства и характеризует распределение ВВП и ВДВ на первичные доходы, созданы економикою.
Внешне может показаться, что структура пересмотренной СНС предпочитает производственном счета и одноименном методу вычисления ВВП, поскольку составление счета образования дохода формально можно свести к распределению заранее определенного ВВП и ВДВ. В действительности такое строение, хотя и более последовательно показывает экономический оборот, в некоторой степени данью традициям стран с переходной экономикой и стран «третьего мира», где исторически национальный учет производства было налажено лучше, чем учет доходив.
Подобные традиции были характерны и для республик бывшего СССР. В так называемой единой системе народнохозяйственного учета эти объекты учета (производства и доходов) были разобщены также организационно: информационные потребности производственного учета обеспечивались статистической отчетности ЦСУ, а учета доходов - бухгалтерской отчетностью Минфина. И это при том, что возведение итогов бухгалтерской отчетности для получения сводных счетов предпринимательского сектора на протяжении многих лет осуществляют статистические органы [12, c. 42-43].
При надлежащей организации первичного учета производства и доходов исчисления ВВП распределительным методом (по доходам) обещает быть точнее все остальные, поскольку их первичная основа - бухгалтерская отчетность - находится под самым действенным в современных условиях налоговым контролем. Существует мнение, что за этим методом данные о ВВП можно получить гораздо быстрее, чем, скажем, итоги производственного рахунка.
Итак, переход на принципы СНС и составления национальных счетов осуществляется в условиях пока несовершенной методологической и информационной базы. Поэтому разработаны национальные счета не полностью отвечают требованиям международных стандартов СНС.
ТЕМА 8. ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ УКРАИНЕ 8.2. Формирование информационной базы СНС