8.2. Формирование информационной базы СНС

Основные трудности, связанные с внедрением СНС Украины, заключаются в формировании информационной базы. Одна часть проблем информационного обеспечения связана с общими проблемами перестройки бухгалтерского учета, финансовой и статистической отчетности, получения информации об экономической деятельности всех предприятий и фирм независимо от форм собственности, а также о деятельности бирж, банковской системы, инвестиционного рынка и др.. Другая часть проблем является специфической для СНД и касается прежде всего отражение нетоварных внешнеэкономических операций. Дело в том, что сейчас мы имеем в среднем только информацию об экспорте и импорте продуктов и услуг, а надо иметь также данные о передаче другим странам и поступления от них доходов в форме оплаты труда, доходов от собственности и предпринимательских доходов, текущих и капитальных трансфертов. Отдельные элементы этих показателей можно найти в отчетах о выполнении госбюджета. Однако для получения более полной информации о них необходимо разрабатывать по полной схеме и содержание платежный баланс.
Надо иметь в виду, что реальный процесс формирования рыночных структур в экономике Украины происходит постепенно. Поэтому построение СНС осуществляется с учетом условий хозяйствования, которые складываются в ходе экономических реформ.
Учитывая существенные отличия от международных стандартов отечественного бухгалтерского учета, финансово-статистической отчетности, используемых классификаций, отсутствия информации по ряду показателей и групп хозяйственных единиц, на данном этапе невозможно построить СНС, которая полностью отвечала бы требованиям, предъявляемым к ней. Поэтому уже сейчас должна осуществляться работа, направленная на изменение первоначального учета на предприятиях в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета, что позволит сформировать информационную базу, адекватную принципам и требованиям СНС. Кроме этого, надо более интенсивно осуществлять процесс формирования рыночной инфраструктуры (банковской системы, бирж, рынка ценных бумаг и др.)., То есть развивать те явления и процессы, описание которых является предметом СНР.
Статистические показатели, как известно, объективно характеризующие экономические явления (объекты), изучаемых только в том случае, когда совокупность, из которой получена информация, статистически однородной. По однородности по количественному признаку, то существуют определенные критерии для отделения однородных совокупностей. Другое дело, когда речь идет о качественных признаках. Формирование однородных совокупностей по качественному признаку требует предварительного согласования элементов, которые будут отнесены к тому или иному классу или группе, чтобы любой однозначно мог понять результаты сделанного группировки. Для этого разрабатываются классификации об отнесении единиц наблюдения в определенных классов или групп. В отличие от группам классификации предусматривают более полный, расширенный разделение совокупности объектов, составление перечня, рассматривается как некий стандарт и обычно утверждается соответствующим государственным органом.
Начиная с 1994 г. в Украине разрабатывается около 20 национальных экономических классификаций, которые базируются на принципах методологии международных экономических классификаций: Классификация видов экономической деятельности, Классификация профессий, Классификация продуктов и услуг, Классификатор стран мира, Классификатор валют, Классификация услуг внешнеэкономической деятельности, Классификация основных фондов, Классификация органов государственного управления и ин.
Некоторые важнейшие характеристики основных национальных классификаций и классификаторов, разработанных в течение 1994-2000 гг согласно государственной программе перехода на международную систему учета и статистики, приведены в таблице 8.1.
Классификации, которые рассмотрены в таблице 8.1, также чрезвычайно важны для анализа социально-экономического развития страны. Достоверность данных, представленных в этих классификациях, позволяет как можно объективно оценить современное положение любой страны в процессе осуществления Программы международных сопоставлений (ПМЗ).
Международные социально-экономические сопоставления, как показал мировой опыт проведения подобных работ, позволяют получить надежные сравнительные данные, когда они проводятся совместными усилиями национальных статистических служб. Страны-участницы международных сопоставлений, как правило, берут на себя определенные обязанности, так как информация, которую получают в результате этих сравнений, имеет важное практическое значение для повышения эффективности национальной внешнеэкономической дияльности.
Главной в системе национальных экономических классификаций является Классификация видов экономической деятельности (КВЭД).
Иные является составной частью государственной системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. Классификация разработана в соответствии с Постановлением КМУ № 326 от 04.05.1993 г. «О концепции построения национальной статистики Украины и Государственной программе перехода на международную систему учета и статистики».
Иные предназначена для использования органами государственного управления, финансовыми органами и органами статистики. Введение Классификации видов экономической деятельности в Украине обеспечивает:
проведение статистических обследований экономической деятельности предприятий и организаций и анализ статистической информации на макроуровне (составление межотраслевого баланса производства и распределения товаров и услуг в соответствии с СНС)
регистрацию и учет предприятий и организаций по видам экономической деятельности в едином государственном реестре предприятий и организаций;
применение единой статистической терминологии и определений относительно статистических единиц, принятых в ЕС;
возможность сопоставления национальной статистической информации с мижнародною.
Объектами классификации в КВЭД являются все виды экономической деятельности хозяйственных субъектов (физических и юридических лиц).
Экономическая деятельность - это процесс соединения действий, которые приводят к получению соответствующего набора продукции или послуг.
По своей структуре КВЭД состоит из двух блоков: идентификации и наименования. Блок идентификации имеет иерархическую систему классификации и последовательную систему кодирования с применением буквенно-цифрового кода. При разработке КВЭД сохранено структуру кодов международных классификаций ООН и ЕС, что позволяет использовать КВЭД как для внутренних, так и для международных целей без специальных международных ключей. Иные состоит из 99 разделов, 222 групп, 503 классов и 727 подклассов, охватывающих все виды экономической деятельности в Украине [10, с. 105].
Иные гармонизированная классификации видов экономической ди-тельности Статистической комиссии Европейского Союза (NASE) на уровне классов, что позволяет использовать ее для сравнения национальных статистических данных с данными статистической комиссии ЕС без переходных ключей. Для обеспечения возможности сравнения национальных статистических данных с данными Международной стандартной отраслевой классификации видов экономической деятельности (ISIC) ООН в структуре КВЭД приведены графу «Код ISIC».
Классификация видов экономической деятельности вместе с ISIC и NASE приведены в табл. 8.2.
Введение Классификации видов экономической деятельности началось с 1 июля 1997 года. С этого момента утратившим силу Общий классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), который действовал еще со времен Советского Союзу.
Национальная Классификация видов экономической деятельности значительно отличается по методологии от Общего классификатора отраслей народного хозяйства, который до недавнего времени использовался в Украине. Рассмотрим подробнее методологическую расхождение двух класификаций.
Общий классификатор отраслей народного хозяйства делил все отрасли экономики страны на производственную и непроизводственную сферы. К отраслям производственной сферы были отнесены промышленность, сельское хозяйство, строительство, часть транспорта и связи, материально-техническое снабжение и т.д.. К непроизводственной сфере принадлежали образование, наука, здравоохранение и т.д.. Некоторые типы предприятий могли относиться как к производственной, так и непроизводственной сферы - в зависимости от того, какое предприятие или организацию они обслуживали. Например, информационно-вычислительные центры, которые были на самостоятельном балансе и обслуживали предприятия непроизводственной сферы, принадлежали к производственной сфере, а предприятия с той же функцией, но такие, которые не имели финансовой самостоятельности и принадлежали любом другом (даже промышленном) предприятию, относились к непроизводственной сфери.
В новой классификации все виды экономической деятельности делятся на добывающие, обрабатывающие и такие, которые предоставляют услуги. Согласно международным стандартам добывающими является сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыбное хозяйство и собственно добывающая промышленность. К отделочным относятся обрабатывающая промышленность, производство электроэнергии, газа и воды. Другие виды деятельности, например, строительство, торговля, наука, здравоохранение, государственное управление, считаются предоставляют послуги.
Сравнение Общего классификатора отраслей народного хозяйства и Классификации видов экономической деятельности на примере распределения совокупности предприятий и организаций различных отраслей экономики, которые наблюдаются национальными экономическими и статистическими органами Украины, свидетельствует (см. табл. 8.3) о том, что КВЭД более четкой, основательной, такой, которая полностью отвечает требованиям международных стандартов. Например, предприятия и организации сельского хозяйства отнесены к нескольким видам деятельности: сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (секция А), здравоохранения и социальной помощи (секция N), операций с недвижимостью (секция К) и коллективных, общественных и частных услуг (секция В). Это означает, что из сельского хозяйства исключаются заведения, предоставляющие ветеринарные услуги (переходят к секции N), организации по управлению предприятиями сельского хозяйства (переходят к секции К), ипподромы (переходят к секции О). Тщательный анализ функций тех предприятий и организаций, по международным нормам должны быть изъяты из области «сельское хозяйство», показывает: эти предприятия действительно не касаются сельского хозяйства, то есть выращивание растений или животных. Всего вид деятельности возникает тогда, когда объединяются оборудование, рабочая сила, технологии, сырье и материалы. Итак, вид экономической деятельности определяется использованием ресурсов, производственным процессом и выходом готовой продукции или послуг.
Переход к новой национальной Классификации видов экономической деятельности, по оценкам специалистов, можно расценивать как революцию в макроэкономике и статистике, ведь речь идет об изменении привычных представлений, вывода методологии статистических разработок на мировой уровень. Введение КВЭД осуществляет Научно-исследовательский институт статистики Госкомстата Украины. К сожалению, внедрение этой классификации в экономическую практику осуществляется очень повильно.
На международные стандарты бухучета и отчетности с 1 января 1998 г. перешла финансово-банковская система Украины. Международная система бухгалтерского учета и отчетности (МСБОиЗ) включает методику отражения операций, план счетов и формы бухгалтерской отчетности, отвечающие требованиям международных стандартов. План счетов, в частности, состоит из 8 классов:
1. Казначейские и межбанковские операции.
2. Расчеты по сделкам с клиентами.
3. Операции банков с ценными бумагами и другие розрахунки.
4. Долгосрочные вложения, основные средства и нематериальные активи.
5. Резервы, совокупный и собственный капитал банкив.
6. Доходи.
7. Видатки.
8. Забалансовые рахунки.
Каждый класс делится на группы счетов: 2-го порядка (2 символа), 3-го порядка (3 символа) 4-го порядка (4 символа). Например
45 - Операционные основные засоби.
451 - Операционные собственные основные засоби.
4510 - Земля.
4511 - Здания и споруди.
4512 - Компьютерное оборудование и ОТ.
4513 - Транспортные средства и ин.
Благодаря этому План счетов хорошо структурирован, он стал более информативным и удобным для всех пользователей, даже для тех, кто недостаточно знаком с ним.
С января 2000 г. начал осуществляться переход на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности всех предприятий и организаций различных отраслей економики.
Все это позволяет осуществлять расчеты макроэкономических показателей на основе более полной и объективной экономической информации, которая отвечает требованиям европейских и мировых стандартив.
8.3. Проблемы методологии построения национальных счетов и ее вдосконалення
Система национальных счетов является адекватным рыночной экономике учетом, который заканчивается на макроуровне системой макроэкономических показателей, построенных в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности, структуру экономики и важнейшие соотношения и связи в народном хозяйстве. Согласно этому определению становится очевидным, что существует причинно-следственная связь между состоянием экономики и СНС определенной страны. Поэтому национальные счета Украины отражают переходное состояние ее экономики и в то же время находятся на стадии формирования и реформирования. Не случайным поэтому является то, что СНС Украины имеет некоторые упущения, которые мешают выявить весь спектр методов исчисления ВВП, ВНД, ВНДн, объемов сбережения и потребления, а также других важных показателей развития економики.
Вследствие этого определения макроэкономической ситуации в Украине в последние годы, является путем к пониманию всего перечня проблем, возникающих при составлении национальных счетов Украини.
Проведенные исследования показали, что динамика экономических процессов, которые наблюдались в Украине в 1991-2000 гг, является одной из наиболее сложных и противоречивых по сравнению со всеми другими странами, которые находятся в переходном периоде. В этот период в экономике Украины произошла деформация важнейших глубинных, базисных пропорций воспроизводства ВВП и ВНД, определяющие основные факторы экономической активности. Прежде всего была существенно нарушена вся система мотивации труда и инвестирования производительного капитала. В Украину прибыли не конвертируется ни в накопления, ни в потребление. Поэтому макроэкономическое регулирование прибыли является первым и до сих пор нерешенной проблемою.
Вторым нерешенным блоком проблем функционирования экономики в этот период было растущее сокращение объемов производства, расстройство устоявшихся хозяйственных связей, уменьшение бюджетной поддержки отдельных отраслей тяжелой промышленности и сельского хозяйства, слабая конкурентоспособность продукции на мировых рынках. В результате структурной перестройки экономики произошло переобтяження государственных избыточной рабочей силой и расходами на ее содержание. Кроме того, в первые годы реформирования экономики Украины чувствовалась потеря контроля со стороны государства по величине фонда заработной платы. В условиях структуры производства, деформированной в сторону выпуска продукции производственного назначения, произошло ускоренное накопление у населения избыточной денежной массы и ин.
Всю эту макроэкономическую ситуацию должна реально отражать СНС. Однако незавершенность разработки методологии построения национальных счетов, отсутствие надлежащей информационной базы со стороны предприятий, учреждений и организаций на уровне представления отчетности (бухгалтерского учета) еще больше обостряют проблему объективности данных о важнейших показателей развития економики.
В начале 1995 г. Госкомстат Украины и другие экономические органы завершили разработку национальных счетов Украины в составе 7 консолидированных счетов внутренней экономики (товаров и услуг, производства, образования дохода, распределения первичного дохода, вторичного распределения дохода, использования располагаемого дохода и капитала) и 8 счетов по секторам экономики (см. Приложения 1 и 2). Национальные счета Украины составлен по требованиям методологии и принципов СНС 1993 г. Однако они пока не полностью представлены таким счетам, как счет капитальных затрат (он разработан частично); нет методологии составления финансового счета, что не позволяет полностью охарактеризовать движения финансовых активов, прежде капитальных трансфертов; не все операции внешнеэкономической деятельности учитываются украинской статистикой, а это не позволяет в полной мере разрабатывать счета внешнеэкономических связей, объективно оценивать показатели экспорта и импорта и платежного баланса Украины. Поэтому при построении национальных счетов Украины возникают разносторонние проблемы. С одной стороны, это проблемы методологического характера (отсутствие методологии построения финансового счета, счетов внешнеэкономических связей, несовершенство примененной методологии), а с другой - проблемы организационного характера (введение СНС начиналось с макроуровня, тогда как микроуровень долгое время оставался нетронутым, потому что бухгалтерская отчетность, которая существовала на предприятиях, не отвечала требованиям СНС).
8.1. Переход к рыночным отношениям и необходимость разработки СНС Украины