1.1. Таможенное дело на территории Украины со времен Киевской Руси до 1917 г.
Многие современные общественных явлений имеют истоки в глубокой древности. Знакомство, а тем более изучения национального наследия помогает оценить уровень развития этих явлений на основе исторического подхода, сделать вывод о существенности имеющихся теоретических, правовых, организационных, в том числе и законодательных проблем таможенного дела и таможенной политики суверенного Украини.Даже упрощенный исторический обзор дает возможность определить этапы эволюционного процесса основных таможенно-правовых институтов и в целом понятийного аппарата, понять объективность выводу, что таможенное дело является одной из важных признаков державности.
Процесс развития человечества, и в частности славянской государственности, появление письменности на довольно позднем этапе развития, а также объективные процессы формирования государства, в том числе бесконечные войны и другие объективные причины, не способствовали сохранению для наших современников документальных сведений о времени возникновения таможенных пошлин, таможенных пошлин и в целом о таможенном деле на территории Украины. До нас дошла несистематизированная информация, отдельные правовые джерела.
Известно, что таможенный институт как государственный правовой элемент существовал еще в V-VII вв. до н.э. в городах Ольвия, Херсонес, других городах Причерноморья и государстве скифов. В договоре киевского князя Олега с императором Византии в 911 г. обусловливались таможенные вопросы между двумя государствами. Уже в то время в киевских славян как норма обычного права существовало правило собирать пошлину, пошлин, то есть налог за прове-зення товаров не только иностранных, но и из одного города в иншого.
Таким образом, Киевская Русь уже тогда проводила собственную таможенную политику, имела установленные размеры таможенных пошлин (прообраз тарифов) на товары, привозимых из разных стран, а ее торговые люди (купцы) платили таможенные налоги в других странах товаром золотом.
Поэтому на время написания старейшего известного сборника норм древнерусского права «Русская правда» Ярослава Мудрого (1016 г.) термины «таможенник», «пошлин», «таможня» были хорошо известны и славянам и другим народам, которые поддерживали торговые отношения с Киевской державою.
В то время слово «пошлин» определяло налог, особый сбор с товара и скота, ввозились в государство. Право на установление этого сбора, определения его размера или освобождении от пошлины принадлежало высшей государственной лицу - князю. Об этом говорилось в международных договорах. Но учитывая, что пошлина была только одним из многочисленных собраний, которые существовали в государстве и в разных городах, можно утверждать, что уже и в то время таможенная пошлина имел значение разновидности государственного податку.
Заслуживают внимания выводы выдающихся ученых-историков, которые подчеркивали значение таможенных пошлин для обогащения Руси и отдельных городов, в мирное время вели активную торгивлю.
Для феодального периода Киевской Руси XII-XIII вв. характерным был упадок центральной власти и рост могущества феодалов. Поместные князья отказывались подчиняться киевскому князю, в том числе и в вопросе создания своей собственной налоговой и таможенной системы. В каждой земле устанавливались свои таможенные пошлины, известные как проезжие, или торговые. К проезжим налогов принадлежал прежде всего пошлин - основной налог за провоз товара. Размер сбора устанавливался на телегу, в зависимости от размера воз и количества товару.
Уже в то время была известна практика уклонения от уплаты пошлины путем перемещения товара с таможней. С такими нарушениями боролись экономическими мерами. В частности, если купец объезжал таможенную заставу, чтобы не платить пошлины, то из него взимали двойной штраф с каждого воза - пропошлин, а кроме того сам купец как лицо должен был платить штраф - заповидь.
Пошлина брали за каждого человека, сопровождала товар. В некоторых городах производили налог с этих людей после распродажи товара, когда они покидали мисто.
По тем временам таможенные налоги были разными: брали не только с воза, но и с учетом цены товара - замыть. Известен был и такой вид таможенной пошлины, как явка - сбор с купца при предъявлении товара на таможенной заставе. За наем амбара (состава) для товара на гостином дворе собиралось амбарне.
Свой отпечаток на таможенном деле оставила и монголо-татарское нашествие. Право на сбор налогов ханская администрация предоставляла единовременно со специальным знаком - тамгой, клеймом. Это тюркское слово надолго вошло в нашу терминологию. Термин «тамжиння» - наложение тамги как свидетельство факта собранного налога надолго вытеснило понятие «сбора пошлины». Вместо «таможенника» появился «таможник», «таможеник». Таможенные льготы, которые предоставлялись монголо-татарскими ханами отдельным лицам, общинам, монастырям и т.д., определялись в специальных грамотах - «таможенный грамотах». Таким образом, институт таможенных льгот существовал и ранише.
Выгодная орде раздробленность русских земель привела к излишнюю численность таможенных сборов за перемещение товаров между городами. Информации о таможенной деятельности Киевской земли или купцов, связанной с международной торговлей (торговлей с другими странами), не за отсутствием исторических документов. Это еще раз подчеркивает, что таможенное дело - дело государства. А в то время, на период монголо-татарского нашествия, Киевская Русь как государство фактически перестала иснувати.
Общественно-политические события, происходившие на украинских землях и были связаны с различными оккупационными режимами, вносили свои изменения в таможенном деле, терминологию, но главное - что при любой власти таможенное дело существовала. Каждый временный обладатель украинские земли проводил свою таможенную политику, потому что это всегда было перспективным методом пополнения государственной скарбници.
Различные системы таможенных пошлин существовали на украинских землях, находившихся под Литвой, Польшей, Австро-Венгрией. Известно, что в то время таможенниками взималось пограничное пошлина, называлось «цло». Возможно, срок происходил от немецкого слова «Zoll» - таможня. Места, где взималось цло, назывались цольнимы коморами.
Целесообразно заметить, что в истории Украины период XV-XVI вв. по многим вопросам остается белым пятном и ждет своих дослидникив.
Систему таможенного дела должна казацко-гетманская Украина. Руководство сбором пограничного пошлины: евекы (вывозной) и инфукы (ввозная) пошлина - за времена Богдана Хмельницкого возлагалось на Государственный сокровище, как тогда называлась финансово-банковская служба Украины. В гетманском универсале 1654 определялись размеры таможенных платежей за товары, ввозились в Украину. По свидетельству письменных документов (1654 г.), в то время таможенные пошлины на границах ежегодно приносили в казну около 100 000 красных золотых. Заслуживает внимания не только размер пошлины, собиралось, но и сам факт, что Украина в те времена проводила таможенную политику, с которой вынуждены были считаться другие держави.
Известно, что императрица Екатерина II с целью дальнейшего порабощения Украины, лишения ее самостоятельности предлагала последнем украинскому гетману Кириллу Разумовскому получать имперской казны 100 000 рублей золотом ежегодно, если Украина откажется проводить самостоятельную таможенную политику. Но гетман остался патриотом Украины и сохранил этот признак суверенного держави.
Таможенные порядки были установлены и на Запорожской Сечи, которая вела активную торговлю с Турцией, Крымом, Литвой, Польшей и Россией и контролировала выгодное часть известного водного торгового пути «из варяг в греки».
Используя природные условия, запорожцы могли единовременно, как о том свидетельствуют исторические архивные документы 1746 p., Запускать в залив, называлась «оступ» и где находилась казацкая флотилия, до 8 судов из Греции и Турции. В установленном порядке суда, не доходя до Сечи версту, выдерживали 20-дневную обсервацию (карантин), после чего входили в бухту беспошлинно. Это можно рассматривать как начало нынешнего санитарно-таможенного контролю.
Отдельный таможенный порядок устанавливался договором турецкого султана с «войском запорожским и народом русским» в 1649 г.: запорожцы получали льготы по свободному плаванию Черным морем, захода в порты, строительства помещений в них, на 100 лет освобождались от пошлин и других податкив.
Период с конца XVII в. до начала XX в., когда Украина находилась в составе Российской империи, характеризуется большой экономической и политической нестабильностью и непоследовательностью. Объективные причины тому - завершение формирования Российской империи в Европе и определения своего места в европейской политике и на Ближнем Востоке. Были и субъективные факторы, которые существенно влияли на отношение к Украине, ее экономическую самостийнисть.
После разрушения Екатериной II Запорожской Сечи в 1775 г. и ссылки гетмана Калнышевского до Соловков, перераспределения Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австрией в 1795 г. и подчинения Крымского ханства в 1783 г. начался новый период экономической и политической жизни Украины, который полностью определялся в Петербурзи.
Активная международная политика России заставила ее проводить существенные административные и правовые реформы, в том числе направленные на развитие торговли, упрощение налоговой и таможенной системы, ее большей централизации.
В сборнике законов - «уложении» 1649 г. можно выделить политику обеспечения интересов уже не только феодалов-бояр, но и нового общественного слоя - дворян и других служилых лиц. В частности указывалось, что из детей боярских, дворян, иностранцев и со всяких служилых лиц, в том числе и с государевых гонцов, нигде «пошлины перевоза и мостовщины не брать».
Следующим шагом таможенного реформирования был Торговый устав 1653 p., Которым вместо многочисленных натуральных таможенных сборов был введен четко определенную систему уплаты пошлины грошима.
Осуществляя протекционистскую политику в отношении собственного производителя, Новоторговельний устав 1667 г. усилил давление на порядок ввоза иностранных товаров путем повышения размера пошлины в 4 раза. Пошлина брали только монетами, золотом и иностранными серебряными монетами - «ефимкамы» (эквивалент 50 коп.).
С целью развития национальной оптовой торговли иностранным купцам было разрешено торговать только в определенных пограничных городах: Архангельске, Новгороде, Пскове. Под угрозой конфискации товаров иностранным купцам запрещалось вести розничную торговлю и осуществлять взаимный учет товаров вне митницями.
Уже в то время деятельность таможенных служащих выводилась из-под контроля и влияния местной администрации. В частности, воеводы не могли вмешиваться в деятельность местного таможенного головы, чтобы не причинить ущерб казне великого государя (ст. 1 Устава).
Ужесточение режима ввоза иностранных товаров вызвало активизацию контрабандной деятельности. Меры были жестокими: контрабандистов табака жестоко били публично, а за кормчество - контрабанду алкогольных напитков - не только били кнутом, но иногда отсекали руки и ноги.
Конце XVII в. в Российской империи была создана централизованная таможенную систему, которая охватывала всю территорию государства. Сбор таможенных пошлин осуществлял Приказ большой казны. В 1680 г. в Москве действовали Большая таможня, Посольская новая таможня (таможенное оформление товаров иностранцев), Таможенный дом (таможенно-налоговое оформления скота, сена и т.п.), Конюшенной приказ (контроль над торговлей лошадьми), Умеренный дом (оформление оптовой торговли зерном, овощами и т.п.). Во всех городах были образованы таможенные дома во главе с таможенными головами, которыми выбирали купцов первой гильдии. Заслуживает внимания система стимулирования их труда: если таможенный сбор рос, они получали награду, а если таможенный сбор уменьшался, то из них в казну взималась нестача.
При каждом уездном таможенном доме работал по найму штат дьяков и подьячих, которые вели таможенные книги, куда заносили данные о купцах, товары и размеры - суммы таможенных пошлин. Так формировалась таможенная документация и рождалась таможенная статистика.
С 1718 г. организация таможенного дела была возложена на Коммерц-коллегию. На местах управляющих таможенными домами стали называть таможенными бургомистрами, а с 1720 г. - оберцольнерамы. На таможенном деле отразилось увлечение Петра Нимеччиною.
Для обеспечения таможенной политики Петр направил регулярные войска на охрану границ. На мероприятии было создано 15 крепостей, систему форпостов. Для борьбы с контрабандой водным путем Петр в 1724 г. приказал Коммерц-коллегии «иметь Таможенные яхты - служители для всяких отправлений купеческих дел» (Угаров Б. М. Международная борьба с контрабандой. - М., 1981.-С. 18) .
В 1731 г. был принят Морской налоговый устав, который определял порядок захода иностранных судов в российские порты, порядок их таможенного оформления. Указ 1746 установил, что ширина зоны территориальных вод России равняется дальности выстрела пушки. Таможенные реформы 1753-1754 pp. привели к ликвидации внутренних таможенных застав. Таможенные операции проводились только на полосе государственного кордону.
Этапным событием было создание 1754 пограничной стражи как особого корпуса войск для охраны границы на Украину и Лифляндии. Вскоре пограничная стража пополнилась казачьей и таможенной стражей, в состав которой входили таможенные Объездная, патрулировавшие в пограничной полосе (до 3-5 км).
В 1798 г. государственная Коммерц-коллегия издала инструкцию пограничным таможням и заставам, которая стала одной из первых документальных попыток унификации нормативных документов по процедуре деятельности таможенных учреждений. Инструкция подробно регламентировала функции пограничных таможен, определяла порядок делопроизводства и таможенных процедур, должностные обязанности директора таможни и спивробитникив.
Период 1790-1820 pp. сказался влиянием на таможенную политику России европейских государств. С целью давления на Францию, где происходили революционные события, Россия, Англия, Австрия и Германия согласовали свою торговую и таможенную политику по экспорту и импорту товаров в это государство. Политика давления изменилась после разгрома Наполеона (это первый пример международной экономической санкции блокады).
Новый Таможенный устав, принятый в 1819 г., усилил деятельность таможенной стражи и внес уточнения понятие контрабанды: под контрабандой понималось не только провезен, пронос товара с таможней, но и непредоставление сведений владельцами товара в таможенных заявлениях или грузовых документах. Так таможенная система начала борьбу с самым распространенным ныне видом контрабанды - незаявление товара или заявлениям не своим найменуванням.
Таможенный устав 1857 совершенствовал структуры таможенных учреждений. Таможни и таможенные заставы создавались на внешних сухопутных и морских границ империи и царства Польского, а также по границе с Финляндией. Впервые таможни зависимости от объема работы делились на таможни первого класса (Московская, С.-Петербургская, Архангельская), второго класса (Евпаторийская и др.)., Третьего класса (Николаевская, Мариупольская и др..). Таможни одного региона группировались в таможенные округа: С.-Петербургский, Рижский, Ре-Вельский, Одесский и ин.
Усиливались требования и к личному составу таможни. В частности, начальниками таможенных округов и руководителями таможен не могли быть назначены лица, которые до этого не служили по таможенной линии связи с тем, что «Таможенная служба требует чиновников опытных, в верности испытанных и доверия достойных» (ст. 68 Устава) . Устав вновь подчеркнул самостоятельность, автономность и независимость таможенных учреждений от гражданского и военного начальства. Наоборот, по требованию таможенного начальства местные начальники и чиновники должны были предоставлять необходимую допомогу.
Заслуживают внимания положения, которые запрещали таможенным чиновникам требовать и получать подарки, деньги или услуги. За взятку наказывали и таможенного чиновника и личность, которая способствовала втягиванию таможенника в служебное преступление. На защиту таможенника была направлена законное требование, которое определяло денежный штраф от 10 до 25 рублей серебром в пользу казны за невыполнение таможенных положений. За сопротивление силой, образа таможенника словом или делом вводилась уголовная видповидальнисть.
На обеспечение выполнения положений Таможенного тарифа 1891 г. в 1892 г. было принято новый Таможенный устав, который значительно развил законодательство о контрабанде. Водное пространство шириной в С морские мили определял таможенную полосу, в рамках которой все иностранные суда должны были пройти таможенное оформление. На сухопутной границе таможенная стража из пеших и конных Объездная устанавливала принципы, осуществляла осмотр товара, транспортных средств на расстоянии уже не С-5 верст, а 20-50 верст от государственного кордону.
Эффективность таможенного дела того времени характеризуют следующие показатели: таможенные сборы составляли 14,5% активов царского бюджета на начало XX в., Или около 200 млн рублей на рик.
О сложном развитие таможенного дела и необходимость постоянного государственного корректировке этого процесса свидетельствуют факты принятия основных правовых документов, регулирующих таможенную деятельность. В частности, только таможенные уставы принимались в 1819, 1842, 1867, 1882, 1892, 1904 и 1910 рр.
Министерство финансов, куда входил Департамент таможенных сборов (Россия перешла на систему государственного управления - министерств в 1802 p., Но закон «Общая организация министерств» было принято 1811 p.), Выдавало периодические издания, в том числе издания статистического отделения Департамента таможенных сборов. Конце XIX в. 1. 2. «1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
ТЕМА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В УКРАИНЕ | 1.2. Таможенное дело в Украине в 1917-1991 pp. |