1.2. Таможенное дело в Украине в 1917-1991 pp.

После февральской революции 1917 г. таможенные учреждения бывшей Российской империи остались в ведении Департамента таможенных сборов Министерства финансов Временного правительства. Постановлением от 28 февраля 1917 всем чиновникам ведомства предлагалось «немедленно возобновить текущую работу в учреждениях Министерства финансов». Неизменной осталась и нормативная база таможенного дела. Только 14 июля 1917 г. Временное правительством было принято постановление «О создании таможенно-тарифного комитета». Также при Министерстве торговли и промышленности создали Таможенно-тарифный комитет и Особое таможенно-тарифную комисию.
Впервые нарушали монополию Министерства финансов на управление таможенным делом. Учитывая ситуацию, в Таможенно-тарифный комитет были назначены представители от Совета съездов представителей промышленности и торговли, Совета съездов представителей биржевой торговли и сельского хозяйства, Московского биржевого комитета, Военно-экономического общества, Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, Совета Всероссийского съездов кооперативов и Всероссийского Совета крестьянских депутатив.
Заслуживает внимания факт, что до 7 июля 1917 г. в таможенном департаменте существовала практика написания секретных аттестаций на чиновников в ведомстве. Циркуляром Временного правительства это было отменено как не соответствующей демократии. Вместе с тем руководители отделов обязывались ежегодно представлять аттестации на пидлеглих.
По состоянию на июль 1917 г. на украинской территории действовало 19 таможен со штатом 750 осиб.
1 сентября 1917 в Петрограде состоялся Всероссийский съезд таможенных служащих. 28 декабря 1917 Центральный комитет Всероссийского союза таможенных служащих назначил Временный совет в составе 5 человек во главе с комиссаром по таможенному управлинню.
Первый декрет правительства В. Ленина по таможенному делу «О разрешении на ввоз и вывоз товаров» от 29 декабря 1917 определил новые правила провоза товаров через границу. Любое перемещение товаров без разрешения признавалось контрабандой и преследовалось «по всей строгости советских законов».
Циркуляр № 4032 от 9 марта 1918 провозглашал: «Таможни служат интересам народа, работа таможен должна быть ясна и открыта для общества». 29 мая 1918 Совет Народных Комиссаров издал декрет «О разграничении прав Центральной и местных советских властей по сбору налогов и о регулировании деятельности местных таможенных учреждений». Обложения таможенными налогами товаров, перевозимых через границу, были переданы в бесспорное ведения Центральной государственного совета. Таможенные учреждения были признаны органами центральной Советской власти с подчинением Наркомату в финансовых делах, который возглавлял В. Менжинський.
Никакие гражданские или военные власти или профсоюзные организации не могли вмешиваться в деятельность таможен. Местные Советы имели право надзора за деятельностью таможенных учреждений без права вмешательства в распорядительную или административную часть роботи.
Декретом от 29 июня 1918 г. Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля, подчинялось Наркомата торговли и промышленности. Последний в свою очередь декретом от 11 июня 1920 г. было переименовано в Народный комиссариат внешней торгивли.
Новая власть после октябрьских событий скептически отнеслась к дореволюционной таможенной системы и самой концепции таможенного дела. Ленинская политика государственной монополии внешней торговли по существу заблокировала применение таможенно-тарифного регулирования. Таможенный контроль стал вспомогательным средством воздействия на внешнюю торговлю. Система управления таможенным делом постепенно упрощалась, и то, что фактически образовалось в 30-х pp., С несущественными изменениями было закреплено в Таможенном кодексе СССР 1964 г. и сохранялось до середины 80-х pp.
В период внешнеполитической реформы 1986-1991 pp. начался новый этап развития таможенной системы, ориентированный на демократический режим и свободный рынок. Логическим завершением этого периода стало принятие 1991 г. нового Таможенного кодекса СССР и Закона СССР о Таможенном тариф.
Но среди этих главных явлений происходили менее масштабные, которые в течение некоторого времени влияли на организацию таможенного дела на территории Украины. Возвращаясь к ситуации 1918 г., заметим, что чиновники, которые решили принять гражданство Украины, возобновлялись на службе. Других увольняли с работы и выдавали им квитанции на заработную плату, которую должен был реализовать Русский уряд.
Для защиты границы от попыток беспошлинного провоза товаров была создана комиссия по организации таможенной службы в Украине. В марте 1918 г. комиссия сформировала Временное таможенный надзор в составе руководителя, контролера, трех помощников пакгаузних наблюдений, 6-ти наглядачив.
Циркуляром Минфина УНР от 1 марта 1918 г. все распоряжения Российского правительства были отменены и заменены распоряжениями Украинской Народной Республики. Государственном языке - украинском - начали вести делопроизводство. Состоянию на 22 апреля 1918 г. в Украине были:
1) Управление Южного и Юго-Западного таможенных округов;
2) Одесская, Харьковская и Киевская митници.
29 апреля 1918 власть в Украине перешла к гетмана Скоропадского. Все государственные служащие и даже служащие негосударственных и гражданских ведомств должны были присягнуть на верность Украине и сдать экзамен на знание украинского мови.
12 июня 1918 был заключен Договор между РСФСР и Украинским Государством, по которому на границах с Россией, Австрией и местах, оккупированных Германией, образовывались таможенные наблюдения. Департамент таможенных сборов размещался на Крещатике, 8а. В августе 1918 г. началась работа по нормотворческого и организационного обеспечения таможенного дела Украины. Структура таможенного ведомства того времени была такой:
• Министерство финансов Украины;
• Департамент таможенных сборов с отделами:
- Общей канцелярии;
- Законодательным;
- Тарифным;
- Хозяйственным;
- Строителем;
- Статистичним.
28 сентября 1918 в Украину образовано Временное рабоче-крестьянское правительство, который 21 января 1919 г. был реорганизован в Совет Народных Комиссаров УССР. Постепенно в Украине было введено в действие законы (декреты), которые принимались СНК Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, в том числе 22 апреля 1918 декрет «О национализации внешней торговли» и 9 марта 1919 декрет «О переходе таможенных организаций и пограничной охраны в подчинение Совета народного хозяйства Украины, и в частности к Народного Комиссариата финансов ».
В период пребывания на территории Украины Деникина таможенным делом руководил Специальное заседание при Головнокомандуючому.
С декабря 1919 г. в Украине было восстановлена советская власть, и таможенные структуры до 1991 г. перешли в систему советских государственных органов и руководствовались в деятельности законами, принятыми в Москве и продублированными в Украини.
2 января 1920 таможни Украины перешли в подчинение Отделение таможенного контроля при Управлении Уполномоченного Наркомзовништоргу РСФСР на Украини.
15 августа 1920 Наркомат внутренних дел НКВД принял циркуляр «О регистрации бывших таможенных служащих». Проводилась также регистрация бывших таможенников, которые в то время находились в Красной Армии.
Согласно «Временного положения об управлении таможенной частью в РСФСР», принятого 16 октября 1920 p., Все таможенные вопросы решал Уполномоченный Совнаркома РСФСР по Зовништоргу.
Вся Украина была поделена на таможенные округа: Одесский, Киевский, Харьковский. В Киевского округа принадлежали губернии: Киевская, Полтавская, Черниговская, Донецкая, Екатеринославская, Александре вс ька.
Перевозки товара через таможенные посты запрещалось, через них только пропускали местных жителей с домашним скарбом.
3 целью политического надзора за деятельностью таможенных органов, усиление борьбы с контрабандой и координации деятельности с военным командованием в таможенные структуры в соответствии с «Временного положения о комиссарах таможенных организаций» предназначались комиссары, которые были обязаны проставлять отметки на всей корреспонденции, входящей и исходящей почты .
Уполномоченный Наркомзовништоргу (НКВТ) входил в состав Совета Народных Комиссаров УССР на правах Наркома. При нем создавалась коллегия из его заместителей и одного члена коллегии. Все члены коллегии назначались по согласованию НКВТ, СНК УССР и утверждались Всероссийским управлением Центрального Исполнительного Комитету.
В состав Управления при Уполномоченном входили отделы:
• административно-организационный;
• секретариат;
• правовой;
• экспортный;
• импортный;
• таможенный;
• финансово-архивный;
• статистически економичний.
• Отдел таможенного контроля выполнял функции:
• организации таможенных учреждений на границе и внутри Украины;
• разработки основных положений и инструкций для деятельности таможенных учреждений;
• руководства и контроля за деятельностью таможенных учреждений;
• разработки и претворения в жизнь мер по борьбе с контрабандою.
В 1920 г. в штат таможни в Украине входили:
• управляющий таможне
• его помощник;
• 3 старших контроллеры;
• казначей;
• заведующий пакгаузним отделением;
• его помощник;
• смотритель состава; помощник делопроизводителя;
• 5 старших счетоводов и 1 счетчик;
• архивариус;
14 помощников смотрителя складов I разряда. Все таможенные учреждения подразделялись на таможни 1, 2, 3-го разряда. Штат таможни составлял 24 особи.
9 марта 1922 ВЦИК и СНК РСФСР утвердил первый советский Таможенный тариф по европейской привозной торговле, а с 13 июня 1922 г. - по вывозной торгивли.
Декретом СНК РСФСР от 23 февраля 1922 г. был утвержден Таможенно-тарифный комитет (МТК), в компетенцию которого входило:
• составление новых и изменение старых списков запрещенных товаров;
• решение вопросов о применении тарифа, которые вносило на рассмотрение Таможенное управление;
• рассмотрение жалоб на решения Таможенного управления по вопросам применения тарифа;
• представление заключений по всем проектам законов, торговых договоров, конвенций по таможенно-тарифной справи.
После образования Советского Союза кооперативные объединения союзных республик могли посылать по одному представителю на заседание МТК с правом совещательного голоса. Все члены МТК утверждались СНК. Постановления МТК набирали юридической силы только после их утверждения РНК.
МТК был совещательно-координационным органом. Он координировал работу не только центральных органов управления, имевших отношение к внешней торговле, но и органов управления союзных республик. МТК влиял на разработку таможенной политики и управления таможенным делом. Де-юре этот орган прекратил существование в 1964 p., А фактически - еще пизнише.
12 декабря 1924 Президиум ЦИК СССР утвердил Таможенный устав СССР, который стал первым кодифицированным союзным нормативным актом по таможенной справи.
Устав устанавливал сложную четырех-пятиступенчатую систему управления таможенным делом:
• Наркомат внешней торговли;
• Главное таможенное управление (в составе НКВТ)
• Уполномоченный НКВТ при СНК союзной республики;
• Управление при Уполномоченном НКВТ при СНК НС;
• Таможенные учреждения (таможни 1, 2, 3-го разряда, таможенные посты). Непосредственный надзор за деятельностью таможенных учреждений в союзних
республиках полагался на Уполномоченного НКВТ СССР при СНК этих республик. К его полномочиям входило:
• наблюдение за выполнением таможенными учреждениями союзной республики законов, распоряжений центральных общесоюзных органов по вопросам таможенного дела;
• ревизия всех таможенных учреждений республики;
• рассмотрение всех дел о конфликтах, жалобы между таможенными учреждениями и местными органами власти;
• разработка конкретных мер по борьбе с контрабандой в масштабах НС;
• представительство в правительстве СР по вопросам таможенного справи.
В 1928 г. был принят новый Таможенный кодекс СССР, который более четко определил полномочия Главного таможенного управления. На этот период вместо экономических методов все больше преобладали административно-командные методы управления в экономической жизни держави.
Новый Таможенный кодекс СССР, принятый 5 апреля 1964 г., по содержанию и количеству статей был еще узким предыдущего - всего 120 статей. В то время в системе ГМУ уже не существовало структурного подразделения, который бы занимался вопросами таможенно-тарифного регулирования. Создание, реорганизация и ликвидация таможен и таможенных постов входила в полномочия Министерства внешней торгивли.
Только 1986 Главное таможенное управление Министерства внешней торговли было реорганизовано в Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР с правами самостоятельного органа государственного управления со статусом союзного ведомства. Этим впервые за годы советской власти таможенная служба была отделена организационно от других структур органов исполнительной влади.
Постановление СМ СССР от 28 февраля 1989 г. юридически закрепила отход от принципа монополии внешней торговли и поставила задачу формирования новой таможенной политики. Но законодательно все попытки были закреплены только после принятия 1991 г. нового Таможенного кодекса и Закона СССР «О таможенном тарифе». Начался процесс развития инфраструктуры Главного управления таможенного контроля при Совете Министров СССР, собственной учебной базы (подготовки кадров), уточнялись полномочия таможенных установ.
Таможни в соответствии с их расположением делились на пограничные и внутренние, по состоянию на сентябрь 1989 г. их было 85.
Вместо ГУ МК при СМ СССР был создан Таможенный комитет при СМ СССР.
1.1. Таможенное дело на территории Украины со времен Киевской Руси до 1917 г. 1.3. Становление таможенного дела суверенной Украины