1.3. Становление таможенного дела суверенной Украины
Судьбоносные эволюционные процессы конца 1980-х - начале 1990-х pp., Привели к распаду СССР и образования суверенных государств в рамках бывших союзных республик.16 июля 1990 Верховная Рада Украины приняла Декларацию о государственном суверенитете Украины. 24 августа 1991 состоялся Всенародный референдум, был принят Акт провозглашения независимости Украини.
Украинское государство начала самостоятельную политическую и экономическую життя.
25 июня 1991г. Верховная Рада приняла Закон Украины «О таможенном деле в Украине», который провозгласил, что Украина как суверенное государство самостоятельно создает собственную таможенную систему и осуществляет таможенное справу.
В наследство от бывшего СССР на территории Украины осталось 26 таможен, многие из которых располагалось в арендованных помещениях, и автомобильные пункты пропуска, четыре из которых были построены в 50-60-х pp. (Тиса, Ужгород, Шегини, Порубное). На стадии строительства были 4 пункта пропуска, а 7 пунктов упрощенного перехода представляли собой небольшие временные споруди.
12 декабря 1991 Верховная Рада Украины приняла Постановление о создании Государственного таможенного комитета Украины как центрального таможенного органа Украины и первый Таможенный кодекс Украини.
Для обеспечения надлежащего функционирования таможенных органов и пограничных войск в декабре 1993 г. был принят «Комплексную программу развития государственной границы Украины», которая определила перечень организационных, правовых и материально-технических мероприятий по развитию государственной границы и таможенной инфраструктуры до 2000 р.
29 ноября 1996 Президент Украины издал Указ о создании на базе бывшего Государственного таможенного комитета Государственной таможенной службы Украины. Итоги первого этапа развития таможенного дела в Украине позитивные: за короткое время был сформирован дееспособный центральный орган управления таможенным делом, 10 региональных таможен, 42 таможни, 195 таможенных постов, 12 специализированных таможенных учреждений (таможенные лаборатории, учебные заведения и т.п.).
В 1995 г. таможенная система принесла в Государственный бюджет 340 млн грн., В 1996 г. - 1249000000 грн., В 1997 г. - более 2730000000 грн., В 1998 г. - более 3,5 млрд грн. , в 1999 г. - свыше 5 млрд грн., в 2000 г. - 9,2 млрд грн.
В одном из первых законов, принятых Верховной Радой суверенной Украины, - Законе Украины «О таможенном деле в Украине» от 25 июня 1991 г. в ст. 1 указывается: «Таможенное дело является составной частью внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Украины». Ст. 2 фиксирует важный принцип: «Территория Украины составляет единую таможенную территорию, в пределах которой Украина имеет исключительную юрисдикцию в отношении таможенного дела». За короткое время создан таможенную инфраструктуру на границах с соседними государствами:
• Польшей (граница - 543 км) - 8 автомобильных пунктов пропуска;
• Словакией (граница - 48,5 км) - 7 автомобильных пунктов пропуска;
• Румынией (границу - 625,41 км) - 14 пунктов пропуску.
В целом на 1 января 1999 г. на таможенной границе Украины функционировало 92 автомобильные, 40 железнодорожных, 36 авиационных, 36 морских и речных пунктов пропуска, через которые ежедневно проходило 160-180 тыс. граждан, 40 тыс. единиц различного вида транспорту.
Этапным в таможенном законодательстве было принятие Закона Украины «О Едином таможенном тарифе» от 5 февраля 1992 г. и создании межведомственной Таможенно-тарифного Рады Украины, в которую входят представители Кабинета Министров, Министерства внешнеэкономических связей и торговли, Министерства экономики, Министерства финансов, Гостаможслужбы, Министерства иностранных дел, Министерства юстиции.
Начиная с 1994 г., по предложениям Таможенно-тарифного Совета Кабмином было принято 40 постановлений по изменению ставок ввозной пошлины. За период с 1992 г. по 31 декабря 1998 неоднократно вносились дополнения в действующее Таможенного кодексу.
Проект нового Таможенного кодекса Украины, по объему почти в 3,5 раза превышает действующий, внесен на рассмотрение Верховной Рады Украины еще в 1997 р.
Существенной особенностью проекта, принципиально отличает его от действующего Кодекса, является объединение в одном законодательном акте двух основных законов в области таможенного дела: Таможенного кодекса и Закона Украины «О Едином таможенном тарифе». Эта особенность предлагаемого проекта объединяет его с аналогичными законодательными актами большинстве стран мира, в таможенных кодексах которых содержатся нормы, определяющие принципы и порядок обложения пошлиной товаров, перемещаемых через таможенную кордон.
Постановлением Верховной Рады Украины от 16 декабря 1998 г. проект Таможенного кодекса Украины принят в первом читанни.
В целом проект Таможенного кодекса Украины в полной мере соответствует европейским и международным стандартам, высоким запросам стран с развитой рыночной экономикой нормативным документам такого уровня, мировой практике решения подобных вопросов и обязательствам, взятым Украиной перед международными организациями.
Принятие нового Таможенного кодекса Украины и новой редакции Таможенного тарифа Украины станет важным шагом вперед к реформированию таможенной системы украинского государства, способствовать либерализации внешнеэкономических отношений и приведет нормы таможенного законодательства Украины в соответствие с требованиями Всемирной торгивли.
Указом Президента Украины от 25 марта 1998 г. было уточнено структуру и задачи Государственной таможенной службы Украины. Современная развитие таможенного дела осуществляется в соответствии с настоящим Указом. По состоянию на 1 января 2000 г. личный состав центрального аппарата Гостаможслужбы насчитывал 267 человек, а таможенных органов и учреждений на местах - 17900 осиб.
По докладу Председателя Гостаможслужбы Ю. Соловкова на собрании, посвященном 9-й годовщине создания таможенной службы в суверенной Украине, сейчас система таможенной службы состоит из 42 таможен, 10 региональных таможен, 138 таможенных пунктов и 257 пунктов пропуска (автомобильных, морских, авиа и т.п.) .
По результатам работы в 2000 г. Гостаможслужба направила в государственный бюджет 9,2 млрд грн., Что составляет почти 30% общего фонда держбюджету.
Принципиальным остается позиция по наращиванию потенциала таможенных органов, деятельность которых обеспечивает не только подтверждение положений относительно политического значения суверенной государственной деятельности таможенной службы, но и значительное поступление средств в государственный бюджет и реальное воплощение в жизнь принципа защиты отечественного производителя и экономики Украины от международных экономических процессов или целенаправленной невыгодной экономической политики отдельного государства против Украини.
Существенные аспекты современной таможенной политики Украины будет рассмотрен в тематических лекциях.
1.2. Таможенное дело в Украине в 1917-1991 pp. | ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА |