14.3. Понятие предварительного расследования и общие требования к производству дознания

Для успешного и быстрого раскрытия и пресечения преступления, обеспечение передачи дела в суд необходимо быстро и квалифицированно провести расследование всех обстоятельств дела и установить виновных осиб.
Предыдущее, или досудебное, расследования как первая стадия уголовного процесса назначено решать эти задачи. Первая стадия уголовного процесса имеет две формы:
1) дознание - когда процессуальные действия проводятся по «горячим следам» или по неотложным делам;
2) предварительное следствие - основная форма проведения предварительного расследования, процессуальные действия в рамках этой формы осуществляются в абсолютном большинстве уголовных справ.
«Предварительным» его называют в отличие от судебного следствия, которое проводится преимущественно по материалам предварительного следствия во второй стадии уголовного процесса - стадии судебного розгляду.
Все доказательства и материалы, собранные в процессе и в результате дознания (а также предварительного следствия), прежде всего должны дать ответ на вопрос - имела место событие или нет. Если сведения о преступлении, которые стали поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, не найдут подтверждения на этой стадии уголовного процесса, то дальнейшее производство прекращается и дело до суда не передаеться.
Таким образом, на стадии предварительного следствия решаются многие вопросы, в том числе и отказ от применения мер уголовного наказания, приостановления дела вследствие установления невиновности лица, привлекалась в качестве обвиняемого в справи.
Подведомственность ведения уголовных дел определяется по признакам или свойствам уголовного дела, согласно которым расследование должно производиться тем или иным правоохранительным органом или должностным особою.
В любом случае должностное лицо, участвующее в проведении дознания, должна внимательно и всесторонне исследовать, проанализировать все обстоятельства дела. его поведение как представителя власти не должна вызывать негативного реагирования, а тем более стать поводом для законной, обоснованной заявления лица, подозреваемого в совершении преступления. Дознаватель должен эффективно, то есть полно и своевременно внести ясность в дело, способствовать выявлению причин и условий злочинности.
Важным условием соблюдения законности является недопустимость пренебрежения правами гражданина в связи с производством дознания. Ограничение прав допускается, если оно обоснованно требованиями обеспечения эффективности проведения расследования и вызвано обстоятельствами уголовного справи.
Нарушения уголовно-процессуальных норм или неправильное применение уголовного закона при проведении дознания или расследования может привести и честного добросовестного сотрудника к неправильным выводам, вследствие этого во многих случаях становится невозможным установить те обстоятельства, имеющие отношение к делу, привлечь к ответственности лиц, действительно должны, причастные к совершению злочину.
Каждый случай беззакония при производстве становится основанием осуждения невиновных лиц или создает условия для уклонения от уголовной ответственности злочинцив.
Важна общая требование объективности, полноты, всесторонности и скорости проведения дознания. Любое обоснованное обращение, ходатайство обвиняемого или других участников уголовного процесса должно быть рассмотрено и проверено внимательно, по горячим следам. И если оно может иметь значение для дела, для выявления обстоятельств, причин и условий преступления или обстоятельств, подлежащих доказательству по уголовному делу, дознаватель обязан допросить указанных в ходатайстве свидетелей, назначить проведение экспертизы, получить необходимые документы и выполнить другие неотложные следственные действия .
Результаты проверки ходатайства дознаватель обязан сообщить заявителю или вынести мотивированное постановление с указанием мотива отказа в проверке ходатайства (ст. 131 УПК).
Объективность предварительного расследования заключается в том, что дознаватель должен выяснить, исследовать обстоятельства, свидетельствующие о виновности лица и ее оправдывают. Одним словом, надо установить и изучить все обстоятельства, связанные с личностью и преступлением (ст. 20, 21, 68 УПК). Требования объективности направленные на обеспечение беспристрастности следователя, дознавателя и недопустимости при собирании доказательств отдавать предпочтение обвинительным или виправдовуючим.
Всесторонность дознания заключается в том, что на стадии предварительного следствия должны быть проверенными все обоснованные предположения, версии относительно характера, мотивов, обстоятельств совершения преступления и лиц, его совершивших и были к нему причетни.
Дознания может быть признано проведено объективно, всесторонне и полно лишь в случае, когда:
- Исследованы все обстоятельства дела;
- Выяснены все выявленные противоречия;
- Установлена полностью событие совершения преступления;
- Установлены степень и характер участия каждого из причастных к преступлению и прежде всего обвиняемого;
- Установлены мотивы преступления, его последствия, причины, обстоятельства, способствовавшие его скоенню.
Надо отметить, что юристы-теоретики называют дознания простейшей формой расследования уголовного дела, но необходимо учитывать задачи и цели этой стадии уголовного процесса, ответственность за решение задачи раскрытия злочину.
Для производства дознания законодательством установлены два срока его завершения:
• меньше - в тех случаях, когда дознание предшествует предварительному следствию;
• больше - когда дознание является основной формой предварительного расследования по некоторым категориям дел (таможенников это не касается).
Орган дознания - это учреждение (таможенная служба, таможня) или должностное лицо этого учреждения, уполномоченного на осуществление дознания. Непосредственно производства дознания возлагается на сотрудников подразделений по борьбе с контрабандой и нарушением таможенных правил. Возглавляет эту работу первый руководитель соответствующей структуры: Председатель Государственной таможенной службы, начальник таможни и заместители этих должностных лиц. Именно эти лица уполномочены принимать решение о возбуждении уголовного дела и производства дизнання.
Непосредственно руководство дознанием в таможенной системе Украины по конкретным делам на контрабанду осуществляет Управление организации борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил (УОБКБ и ПМЖ), а в таможнях - начальник таможни и его заместители, руководители отделов ОБКБ и ПМЖ. Должностные лица УОБКБ и ПМП, которые лично назначены приказом Председателя Гостаможслужбы дознавателями, осуществляют дознание по сложным делам на контрабанду. '3 Учетом ответственности работы руководители подразделений дознания в таможнях назначаются Председателем Гостаможслужбы по представлению и согласия руководителя УОБКБ и ПМП.
Руководитель органа дознания (начальник таможни, его заместитель) при наличии оснований и поводов, руководствуясь требованиями УПК (ст. 94), выносит постановление о возбуждении уголовного дела и поручает конкретном дознавателю производство дознания по этой справи.
Об обнаруженном преступлении и начало производства дознания таможня как орган дознания должен немедленно уведомить прокурора (ему присылают копию постановления о возбуждении уголовного дела), УОБКБ и ПМП (приказ Гостаможслужбы от 22 декабря 1997 г. № 653) и следственного подразделения Управления СБУ (ст. 104 УПК).
Дознание длится не более 10 суток с момента возбуждения дела. Продления этого срока законом не передбачено.
Дознание заканчивается вынесением постановления о направлении дела для производства предварительного следствия. Это постановление утверждается прокурором, после чего в соответствии со ст. 6 УПК дело закрывается постановлением, копию которого в течение суток орган дознания направляет в УОБКБ Гостаможслужбы и прокурору (ст. 109 УПК) для последующей передачи дела следователю УСБ области.
Необходимо подчеркнуть, что для обеспечения объективности, беспристрастности расследования, соблюдение законности законодательство предусматривает такую меру ответственности, как отвод или самоотвод дизнавача.
Ст. 64 УПК указывает, что лицо, уполномоченное проводить дознание, по заявлению подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца и их представителей может заявить самоотвод или должна быть отведена от ведения дизнання.
При наличии оснований для отвода, лицо должно обязательно отказаться от участия в проведении дознания. Основания для отвода:
• дознаватель жертвой, общественным истцом, свидетелем, участвовал в деле в качестве эксперта, переводчик;
• дознаватель является родственником подозреваемого или его законного представителя;
• наличие других обстоятельств, которые могут вызвать недоверие относительно объективности дизнавача.
В этих случаях ставится вопрос о передаче дела для завершения дознания другому сотруднику. Вопрос об отводе дознавателя решается прокурором.
По делам на контрабанду, то есть по тем, по которым обязательно нужно производство предварительного следствия, таможенный орган, дознаватель ограничиваются только выполнением неотложных следственных и розыскных мероприятий. Целью неотложных следственных действий является установление и закрепление факта, документация следов преступления. К ним относятся:
- Осмотр места происшествия;
- Обыск или выемка с целью изобличения преступника или вещественных доказательств;
- Установление действительности личности потерпевшего, подозреваемого;
- Задержание и допрос подозреваемых;
- Допрос потерпевшего и свидкив.
По уголовным делам на контрабанду прежде исследуют признаки состава этого преступления, то есть факты, обстоятельства, указанные в диспозициях ст. 70, 70 КК.
В результате дознания необходимо установить:
- Факт совершения преступления (время, место, способ совершения)
- Лицо (лиц), характеризующие лицо в совершении преступления;
- Мотивы преступления;
- Другие обстоятельства, из-за которых подозревают подозреваемого;
- Причины, условия, способствующие совершению преступлений. Выявленные по уголовным делам факты и обстоятельства только тогда становятся доказательствами и используются в процессе, когда они собраны и подкреплены указанными в законе средствами и источниками. В частности, в ч. 1 ст. 65 УПК говорится, что к ним относятся любые фактические данные, на основании которых в определенном законом порядке орган дознания устанавливает наличие или отсутствие общественно опасного деяния, виновность лица, совершившего это деяние, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела . Эти данные устанавливаются:

14.2. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела ТЕМА 15. ОРГАНИЗАЦИЯ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ , ЗАЯВЛЕНИЙ И ДРУГИХ ОБРАЩЕНИЙ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ УКРАИНЫ