14.2. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела
Закон определяет, что прокурор, суд, следователь и орган дознания могут возбудить уголовное дело только при наличии для этого законного повода и достаточного основания. Ст. 94 УПК Украины называет приводы или источника, из которых указанные лица узнают о совершенном преступлении или о подготовке к совершению преступления. Ими являются:- Заявления граждан, организаций, учреждений, должностных лиц;
- Сообщения представителей власти, общественности и отдельных граждан, которые задержали подозреваемого на месте совершения преступления или с поличным;
- Явка с повинной;
- Сообщения в средствах массовой информации;
- Непосредственное обнаружение органами дознания, следователем, судом, прокурором признаков злочину.
Важным моментом для возбуждения уголовного дела является предупреждение лица, совершившего заявление, об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. По заявлению составляется протокол, в котором указывается место, время подачи заявления, полное наименование органа, должностного лица, принявшего заявление, фамилия, имя, отчество заявителя, подписка о том, что лицо было предупреждено об ответственности за ложный донос. Затем излагается содержание заявления с указанием всех известных обстоятельств дела и доказательств. Протокол подписывают заявитель и лицо, которое его составило. Все письменные заявления всегда должны быть подписаны лицами, которые сделали, иначе заявления считаются анонимными. Закон устанавливает, что анонимные заявления тоже могут проверяться, но вопрос о возбуждении уголовного дела решается не за ними, а по результатам проверки, на что требуется час.
Если лицо явилось с повинной, то необходимо установление его личности, после чего составляется протокол о явке с повинной. Протокол подписывают лицо, явившимся с повинной, и должностное лицо, имеющее право на возбуждение уголовного справи.
Основаниями для возбуждения уголовного дела является наличие в фактах, о которых поступили сообщения, признаков состава преступления и наличие данных, указывающих на то, что эти факты имели место в дийсности.
К моменту возбуждения уголовного дела никто не имеет права выполнять предусмотренных Уголовно-прецесуальним кодексом никаких следственных действий, в частности: допроса, обыска, выемки, експертизи.
До возбуждения уголовного дела при задержании подозреваемого должен быть проведен личный обыск. Кроме того, в неотложных случаях к моменту возбуждения уголовного дела разрешается провести осмотр места, где было совершено правонарушение. После этого, если будет достаточно оснований, дело должно быть возбуждено негайно.
В таможенных органах непосредственное обнаружение признаков такого преступления как контрабанда имеет свои особенности. Органы признание независимо от каких-либо заявлений и сообщений (т.е. поводов, указанных в п. 1 ст. 95 УПК) имеют возможность во время таможенного осмотра непосредственно обнаружить признаки контрабанды или подготовки к ней, покушения на контрабанду. Такие дополнительные возможности возникают при:
• осуществление таможенного контроля должностными лицами таможенных органов в пределах их служебных функций;
• применение для таможенного контроля технических средств, привлечение специалистов и экспертов других ведомств, поисковых собак и т.д.;
• по уходу граждан, относительно которых есть аргументированные основания полагать, что они перемещают через таможенную границу, или находясь в зоне таможенного контроля или в транзитной зоне международного аэропорта, прячут на себе предметы контрабанды;
• проверки обстоятельств предоставления физическим и юридическим лицам таможенных льгот;
• таможенного оформления товаров и предметов, временно находящимися на хранении в помещениях и на территории предприятий и организаций.
Признаки контрабанды могут быть обнаружены непосредственно при осуществлении производства по делу о нарушении таможенных правил. В частности, в ходе опроса лиц об этих нарушениях, при административном задержании лица, нарушившего таможенные правила, при выполнении таможенных обследований, экспертизы, при изъятии предметов и документов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, при осуществлении проверки внешнеторговой деятельности юридического лица тощо.
Необходимо подчеркнуть требования закона относительно того, что проверка материалов, которые сигнализируют о совершенных преступлениях или о приготовлении к ним, должна быть нацелена только на выявление обстоятельств, подтверждающих наличие преступного деяния. Она не должна превращаться в собирание материалов, подтверждающих совершение преступления конкретным лицом. Это - задача предыдущего розслидування.
Таким образом, для возбуждения уголовного дела необходимо наличие привода и достаточного основания, т.е. обоснованных данных, указывающих на то, что факт, который содержит признаки преступного деяния, имел мисце.
Надо иметь в виду, что закон перечисляет (ст. 5 УПК) обстоятельства, исключающие возможность возбуждения уголовного дела. В частности к ним относятся:
• видстутнисть самого факта совершения преступного деяния;
• отсутствие в деянии состава преступления;
• не достижение лицом, совершившего деяние, 16 лет. Согласно ч. 2 ст. 7 Уголовного кодекса не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержат признаки какого-либо деяния, предусмотренного Особенной частью УК, но в силу своей малой значимости лишены характера общественной небезпеки.
В случаях, когда правонарушителю не исполнилось 16 лет, органы дознания и следствия в соответствии с согласия прокурора могут, не нарушая уголовного дела, передать материалы в комиссию по делам несовершеннолетних. Ранее материалы передавали в товарищеские суды и общественные суды, чтобы после проведения лицо брали на поруки.
14.1. Сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела | 14.3. Понятие предварительного расследования и общие требования к производству дознания |