ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие подготовлен в рамках магистерской программы подготовки специалистов экономики предприятия для целей изучения одной из важнейших предпосылок эффективной работы предприятия - конкурентной стратегии. Вопросам разработки маркетинговой стратегии в условиях конкурентной борьбы на локальных рынках уделено значительное внимание в основном в трудах российских экономистов Т.Л. Азов, Р.А. Фатхутдинова, А.П. Градова, и А.Ю. Юданова. их разработки многоплановые, сочетают количественный и качественный пидходи.
Принципиальная особенность этого пособия - комплексный подход к изучению конкурентоспособности предприятия, т.е. охват принципов, методов, категорий системы управления конкурентоспособностью товара, торговой марки, персонала, предприятия, отрасли. Это наиболее соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по экономике предприятия в рамках квалификационного уровня «магистр».
Материал учебного пособия, изложенный в пяти главах, последовательно раскрывает теоретические аспекты конкуренции, вопросы оценки конкурентоспособности товара, предприятия, анализ конкурентного поведения фирм, типа конкурентных стратегий в зависимости от сферы деятельности и рыночной ситуации, экономику как систему конкурирующих компаний. Руководство также содержит практикум для закрепления теоретических знаний, что, несомненно, соответствует нормативным требованиям к процессу подготовки магистров экономики предприятия в современных умовах.
Конкурентная стратегия фирмы - одно из непременных условий победы в конкурентной борьбе. По мнению авторов, важно завершить количественную оценку конкурентоспособности организации приведения маркетинговой конкурентной стратегии предприятия в соответствие с микросредой, учесть специфику разработки стратегии мелких, крупных, специализированных и инновационных фирм, а также развитие конкурентных отношений между предприятиями в Украине на современном етапи.
За последние годы резко возрос спрос на литературу, удовлетворяла бы потребности специалистов, которые занимаются экономическими вопросами. Для прибыльного функционирования предприятия необходимо не только грамотно анализировать свою деятельность, но и планировать ее, то есть заниматься развитием в условиях рыночной конкуренции.
Предприниматели и деловые люди при принятии решений в вопросах эффективного управления производственно-хозяйственной деятельностью не могут обойтись без стратегического планирования. Выбор варианта конкурентной стратегии станет намного эффективнее, если аналитик тщательно исследует природу конкуренции на рынке товаров и услуг и позицию фирмы в конкурентной борьбе. Понимание основных принципов работы на рынке в условиях конкуренции позволит избежать значительных просчетов и ошибок при принятии решений и поможет усовершенствовать процесс выбора стратегии конкуренции, что приведет фирму к успеху. Это пособие необходим для оценки и анализа конкурентных преимуществ, выбора действующей конкурентной стратегии.
ВВЕДЕНИЕ