ВВЕДЕНИЕ

Проблема повышения уровня конкурентоспособности отечественной продукции в условиях дальнейшего развития экономики связана, прежде всего, с разработкой системы управления конкурентоспособностью. Завоевания и удержания конкурентных преимуществ - ключевые факторы успеха предприятия в конкурентной борьбе. Особую остроту эта проблема достигает в условиях усиления интенсивности конкуренции на отдельных рынках, где от производителей продукции необходимо постоянно отслеживать изменения спроса, стоимости сырьевых ресурсов, а вопрос рентабельности активов напрямую зависит от степени использования новейших подходов в сфере стратегического маркетингу.
Формирование конкурентных отношений способствует созданию развитого, цивилизованного рынка, включающий сферу производства и товарообмена. Благодаря активному интересу к проблемам повышения конкурентоспособности субъектов хозяйствования, возникший в результате развития рыночных отношений, появилось большое количество разработок, направленных на решение этой проблеми.
Вопросам разработки методологии управления конкурентным преимуществами различных объектов посвящены работы как зарубежных ученых-экономистов - Ф. Котлера, М. Портера, А.А. Томпсона, И. Ансоффа, Г. Ассель, так и отечественных исследователей - В.И. Стало, И.Л. Решетникова, Е.М. Аза-ряна, А.Е. Воронковой, Ю.Ф. Ярошенко. Непосредственно проблеме анализа конкуренции в отрасли посвятили свои работы такие российские ученые, как Л. Азов, А.П. Градов, Н.К. Моисеевом, Н.Е. Симеонова, Р.А. Фатхутдинов, А.Д. Юданов, Е.П. Пешкова, Е.П. Голубков, А.Н. Романов, А.А. Бревнов, Г.Л. Багиев и ин.
Для сложившихся концептуальных подходов к управлению конкурентными преимуществами характерно множество различий, касающихся не только понятийного аппарата, но и постановки целей, теоретико-методологической и практической базы процесса исследования и анализа ринку.
Несмотря на значительные достижения в теории и практике управления конкурентоспособностью предприятия, есть ряд проблем, которые остаются предметом дискуссий и обсуждений ученых-экономистов. Так, в большинстве научных работ отечественных и зарубежных ученых используется универсальный подход при рассмотрении роли конкурентных преимуществ предприятия в процессах увеличения присутствия на рынке, с учетом усиления интенсивности отраслевой конкуренции. При этом недостаточно систематизированы понятия и методология для изучения уровня конкурентоспособности предприятия как важнейшего инструмента усиления позиций предприятия в конкурентной борьбе, слабо исследованы вопросы разработки и практического использования количественного подхода для оценки результатов управления конкурентными перевагами.
Особенности конкуренции на различных рынках диктуют специфический подход к изучению конкуренции в отрасли. Реализация этого подхода возможна путем разработки маркетинговой стратегии с учетом результатов конкурентного анализа, а также результатов оценки сильных и слабых сторон предприятия, последовательного мониторинга деятельности ключевых конкурентных игроков в рамках конкретной отрасли. Это пособие представляет собой попытку научного, системного подхода для решения вопросов разработки маркетинговой стратегии с учетом результатов изучения конкурентной среды. Актуальность поставленной проблемы, ее теоретическая значимость и практическая ценность обусловили структуру работы, логическую последовательность рассмотрения основных понятий, категорий, методов и подходов.
ПРЕДИСЛОВИЕ ГЛАВА I. конкуренция , конкурентоспособность , конкурентные преимущества