1.1. Конкуренция: сущность и виды. Эволюция взглядов на конкуренцию

Конкуренция - экономическое соревнование производителей одинаковых видов продукции на рынке за привлечение большего количества покупателей и получение максимального дохода в краткосрочном или долгосрочном периодах. Основа конкурентных отношений - свобода выбора - реализуется в форме стремления каждого получать для себя лично денежный доход. Конкуренция означает наличие на рынке большого количества независимо действующих продавцов и покупцив.
Широкое рассеивание экономической власти, составляющее основу конкуренции, регулирует использование этой власти и ограничивает возможности злоупотребления нею.
Чистая конкуренция возникает, когда многочисленные продавцы занимаются продажей однородного продукта, и на рынке нет продуктовой диференциации.
Осуществлена конкуренция - это чистая конкуренция мобильность ресурсов внутри рынка и отсутствие барьеров на вход и выход учасникив.
Эффективная конкуренция - покупатели и продавцы оперируют независимо в свободной конкурентной системи.
В процессе конкурентной борьбы участники преследуют одинаковые цели - максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителей. Однако способы и пути достижения этой общей цели разные. Поэтому в конкурентной борьбе побеждает тот, кто раньше других добился определенных конкурентных преимуществ и захватил устойчивый сегмент рынка. Но завоевание преимуществ - это только начало, гораздо сложнее удержаться на рынке, сохраняя свои первоначальные позиции.
Теория конкуренции была обобщена Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причине богатства народов» (1776).
Новизна теории конкуренции А. Смита заключается в том, что он впервые:
- Сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и снижает цены (при избытке предложения)
- Сформулировал главный принцип конкуренции - принцип «невидимой руки», согласно которому «дергая» за ниточки марионеток - предпринимателей, «рука» заставляет их действовать в соответствии с какого-нибудь «идеального» плана развития экономики, безжалостно вытеснять фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции;
- Отработал теоретически очень тонкий и гибкий механизм конкуренции, объективно уравновешивает отраслевую норму прибыли, приводит к оптимальному распределению ресурсов между отраслями. Тонкость механизма конкуренции заключается в том, что при сокращении спроса на товар наибольшие трудности испытывают фирмы, выпускающие некачественную или слишком дорогую продукцию. Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения обстановки во внешней среде. Быстро адаптируются к среде мобильные фирмы;
- Определил основные условия эффективной конкуренции, включающие наличие большого количества продавцов и покупателей, исчерпывающий информацию, мобильность используемых ресурсов, невозможность каждого продавца влиять на изменение рыночной цены товара (при сохранении его качества или качества сервиса);
- Разработал модель усиления и развития конкуренции, доказал, что в условиях рыночных отношений возможно максимальное удовлетворение потребностей потребителей и наилучшее использование ресурсов в масштабе общества в целом. Определенный вклад в развитие теории конкуренции Адама Смита сделали Д. Рикардо, Д.С. Моль, Дж. Робинсон, Дж. Кейнс, Й. Шумпетер, П. Хейне, Ф.А. Хайек, Ф. Найт, К.Р. Маккей-нелл, С.Л. Брю, М. Портер, Г.Л. Азов, Ю.И. Коробов, Л.Г. Раменский, Д.Ю. Юданов и другие вчени.
Чтобы глубже понять сущность конкуренции, дадим ее определения, сформулированные некоторыми авторами.
«Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критерии доступа к редким благ», - считает современный американский экономист П. Хайне.
Ф. Найт определяет конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они незалежни.
К. Р. Макконелл и С. Л. Брю считают, что конкуренция - это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать його.
И. Шумпетер определял конкуренцию как соперничество старого с новым, с инновациями.
Нобелевский лауреат по экономике 1974 p., Австрийский ученый Фридрих А. фон Хайек отмечает, что конкуренция - процесс, с помощью которого люди получают и передают знания. По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции скрытое становится явним.
Конкуренция ведет к лучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ получена именно путем соревнования, конкуренции.
Конкуренция требует рационального поведения как условия пребывания на рынке. Конкуренция стимулирует рациональнисть.
Конкуренция не может функционировать среди людей, лишенных предпринимательского духа. Конкуренция - особый метод воспитания понимал, великих изобретателей и пидприемцив.
Сторонники традиций не должны навязывать другим свою неприязнь к новшествам. Ущерб терпят консерваторы, оказывающие сопротивление новому.
Конкуренция - процесс доказывания правоты меньшинства новаторив.
Конкуренция усиливает эффективность, меняет привычки, призывает к большей внимательности, что совершенно бесполезно в бесконкурентная умовах.
Конкурентов мы воспринимаем с раздражением, потому что они мешают нам спокойно жити.
В своей книге «Международная конкуренция» М. Портер отмечает, что конкуренция - динамичный процесс, развивающийся непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменти.
Г.Л. Азов под конкуренцией понимает соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же мети.
А. Ю. Юданов утверждает, что рыночная конкуренция - борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на недоступных сегментах ринку.
Вместе с тем, А.Ю. Юданов считает, что до сих пор в мире отсутствует единое понятие "конкуренция". Ученые придерживаются одной из трех трактовок конкуренции: поведенческой, структурной, функциональнои.
Поведенческое трактовка конкуренции - борьба за деньги покупателя путем удовлетворения его потреб.
Структурное трактовка конкуренции - анализ структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя на рынке (формы рынка) и способа выхода из нього.
Функциональное трактовка конкуренции - соперничество старого с новым, с инновациями, когда скрытое становится явним.
Анализ структуры и содержания формулировок и трактовок понятия "конкуренция" позволяет сделать следующие выводы:
а) понятие "конкуренция", предложенные различными авторами, не в полной мере отвечают требованиям системности и комплексности, т.е. они характеризуют только один из множества аспектов конкуренции, установленных А. Смитом и самими авторами, каждый в своей области исследования;
б) многообразие подходов к формулированию понятия: один автор под конкуренцией понимает соперничество (борьбу) фирм, т.е. юридических лиц, другие - соперничество физических лиц, третьи - как наличие на рынке достаточного количества продавцов и покупателей, четвертые - ситуацию, пятые - стремление , шестые - процесс и т.д.;
в) приведенные понятия не охватывают конкуренцию среди любых социальных, производственных и биологических систем;
г) понятия не отражают конкуренцию как единство статики и динамики соперничества, выживания систем в заранее заданных или неопределенных условиях;
г) понятия не связанные с законодавством.
С учетом рассмотренных замечаний предлагается следующее определение: конкуренция - процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства или в естественных условиях.
Конкуренция является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в цилому.
Как было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения. Поэтому конкуренция - очень сложное понятие. Особенно важно изучить механизм конкуренции в условиях российской экономики, которая только начинает осваивать этот механизм.
В промышленно развитых странах эффективность механизма конкуренции определяется не полнотой, глубиной или точностью термина «конкуренция», а действием "невидимой руки" А. Смита. Украина в силу известных политических причин в этом плане остается еще пока некерованою.
Поэтому важно на начальном этапе построения механизма конкуренции и обеспечения конкурентоспособности определиться с терминами и понятиями. Мы стремились соблюсти принципов системности и комплексности формирования термина «конкуренция».
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ конкурентных ОТНОШЕНИЙ 1.2. Конкуренция как движущая сила рынка.