1.2. Конкуренция как движущая сила рынка.

Элементы механизма конкурентной боротьби
На современном этапе мирового развития конкуренция как движущая сила вынуждает производителей товаров постоянно искать новые пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса. В связи с дефицитностью ресурсов встает новая проблема - экономия ресурсов у потребителей товаров за счет упрощения их конструкции и повышения качества. Считаем, что в XXI в. эта задача будет приоритетной, так как в конце XX в. затраты ресурсов у потребителей сложной техники за срок ее службы превышали цену до пяти раз в промышленно развитых странах и до 20 раз - в странах розвиваються.
По степени интенсивности конкуренция может быть:
- Привлекательной, когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;
- Умеренной, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;
- Ожесточенной для объекта конкуренции, когда субъект поглощает, уничтожает или вытесняет объект из данного сегмента;
- Ожесточенной для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) поглощает, уничтожает или изгоняет субъект из данного сегмента.
Формы конкуренции:
- Предметная - конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющие ту же потребность;
- Функциональная - конкуренция между товарами (объектами) - заминниками.
Методы конкуренции на основе:
- Критерия повышения качества товара (неценовая)
- Критерия повышения качества, сервиса товара;
- Снижение цены (ценовая)
- Снижение эксплуатационных расходов у потребителя товара;
- Использование всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).
Конкуренция может происходить на следующих уровнях:
- Местном (в группе, отделе, организации и т.п.);
- Региональном (районе, городе, области и т.п.);
- Национальном (в стране)
- Межнациональной (в нескольких странах);
- Глобальном (в мировом масштабе, без конкретных стран).
Факторы, влияющие на конкурентную борьбу:
- Размер рынка - чем больше, тем сильнее конкуренты;
- Темпы роста рынка - быстрый рост облегчает проникновение на рынок;
- Мощности - излишние мощности приводят к падению цен;
- Препятствия для входа или выхода из рынка - барьеры защищают позицию фирмы, их отсутствие делает рынки уязвимыми для проникновения туда неконкурентоспособных новичков;
- Цена;
- Уровень стандартизации товаров - покупатели имеют преимущество, потому что им легко перейти с одного товара на другой;
- Мобильные технологические модули;
- Требования к размерам необходимых капитальных вложений - жесткие требования повышают риск, создают дополнительные барьеры входа - выхода;
- Вертикальная интеграция повышает требования к размерам капитала, приводит к сильным различий в конкурентоспособности и затратах на производство - интегрированных, частично интегрированных и неинтегрированных фирмах
- Экономия на масштабе - увеличивает долю рынка, необходимую для достижения конкурентоспособности товара;
- Быстрое восстановление асортименту.
Для оценки силу конкуренции в отрасли применяют различные методики.
К середине XX в. сформировались общие понятия о сущности конкуренции и ее основные движущие силы, которые оказались в выработке четырех классических моделях: действительной (чистой) конкуренции, монополистической, олигополистической конкуренции и чистой монополии. Последние три модели представляют собой рынок несовершенной конкуренции.
Механизм рыночного регулирования конкурентных отношений в рамках каждой модели имеет свои существенные отличия. Условности модели ранка чистой конкуренции, а также абстрактность ее исходных положений (неограниченное количество предприятий, абсолютная степень стандартизации продукции, равная и предельно малая мощность предприятий) не позволил с ее помощью описать реально существующие рынки. Но эта модель имеет большое теоретическое значение для изучения реальных рынков, где конкуренция ограничена различными субъективными и объективными причинами.
Рынки несовершенной конкуренции представляют наибольший интерес с практической точки зрения, так как охватывают подавляющее большинство производимой промышленной и потребительской продукции. Среда конкуренции заполнено большим количеством мелких и средних предприятий, ни одно из которых не имеет значительной доли в общем объеме продаж.
Главная особенность такого рынка - отсутствие широко известных лидеров, существенно влияющих на развитие условий и тенденций в галузи.
Основным условием, по которой работает рыночный механизм, обеспечивающий стабильный рост экономики, разнообразие ассортимента и высокое качество товаров и услуг, рыночная конкуренция. Формирование конкурентных отношений способствует созданию развитого, цивилизованного рынка, включающий сферу производства и товарообмена. При этом конкуренция выполняет ряд важных функций, среди которых:
определения рыночной стоимости товара в процессе конкурентной борьбы;
стимулирование внедрения достижений научно-технического прогресса в производство как инструмент экономической выживаемости предприятий и получения других преимуществ перед конкурентами
отбор в процессе конкуренции наиболее эффективных форм собственности и хозяйствования, исключения ее неэффективных звеньев через механизм банкротства.
1.1. Конкуренция: сущность и виды. Эволюция взглядов на конкуренцию 1.3. Конкуренция и предприятие