1.3. Конкуренция и предприятие

Итак, мы выяснили, что конкуренция - это экономическое соревнование производителей одинаковых товаров на рынке за привлечение как можно большего числа покупателей и получение благодаря этому максимальной вигоди.
Конкуренция - важное средство контроля в рыночной системе. Рыночный механизм предложения и спроса доводит пожелания потребителей к предприятиям-производителей продукции, а последние, в свою очередь, удовлетворяют их должным образом. Конкуренция предопределяет расширение производства и снижение цен на продукцию до уровня затрат на производство. Кроме того, именно конкуренция заставляет предприятия наиболее полно воспринимать научно-технические достижения, применять эффективную технику, технологию, современные методы организации производства и труда. При существующей конкурентной конъюнктуре предприятия используют наиболее экономичную комбинацию ресурсов для производства определенного объема продукции, поскольку это отвечает их собственной выгоде. Рассматривая особенности поведения современных предприятий в условиях конкурентной среды, необходимо указать на различия в поведении малых и крупных предприятий. Насколько конкурентоспособны малые предприятия? Могут ли они противостоять большим? Малым предприятиям присущи многие положительные качества, которых лишены велики.
Какие же недостатки характерны для крупных фирм? Прежде всего, они могут уследить за всеми своими товарами и всеми рынками и смотрят на любые перемены как на риск. Крупные компании тратят слишком много и слишком быстро. Они не воспринимают инициаторов новых идей, особенно, если эти идеи связаны со значительным ризиком.
В противоположность крупным компаниям, малые фирмы действуют по принципу «ориентация на потребности». им жизненно необходимо предлагать рынку что-то новое, поэтому подавляющее большинство новых товаров появляется именно на мелких фирмах. Мелкие фирмы умеют мыслить перспективно. У них сравнительно небольшие затраты производства на начальном этапе инновационного процесса. Общеизвестна гибкость присуща малым фирмам. При неудаче в одной сфере деятельности они могут быстро перейти на другую, более прибыльную. Мелкие фирмы «терпимы к хаосу» и умеют работать с вкладчиками капитала в рискованные предприятия. Здесь вкладчик знает, что один успех может сразу окупить много неудач. На крупной фирме постоянно разрабатываются мероприятия по упорядочению инновационного процесса, потому что одна неудача может серьезно подорвать все ее благополуччя.
В дальнейшем мы более подробно остановимся на поведении фирмы в конкурентной борьбе, выделяя различные сферы бизнеса. А пока достаточно осознать, что преимущества малых фирм подтверждают - они могут успешно вести конкурентную боротьбу.
Процессы формирования рыночных отношений и конкурентной среды тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. их взаимосвязь выражается в системе обеспечения конкурентоспособности фирмы. С момента переориентации Украины на рыночные принципы экономики промышленные предприятия столкнулись с необходимостью самостоятельно организовывать сбыт своей продукции и обеспечивать производство необходимыми ресурсами.
1.2. Конкуренция как движущая сила рынка. 1.4. Стратегия конкуренции на основе прогнозирования действий предприятий