2.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы

Анализ конкурентоспособности фирмы на рынке допускает выяснения факторов, влияющих на отношение покупателей к фирме и ее продукции и как результат - изменение доли рынка фирмы. Все факторы конкурентоспособности можно условно разделить на внешние и внутренние
Фирмы придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счет которых фирма могла бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособности используют количественные показатели, свидетельствующие о степени устойчивости фирмы, способности выпускать продукцию в оптимальном объеме и которая пользуется спросом, а, кроме того, что обеспечивает фирме получение намеченных и стабильных результатив.
Спектр данных показателей должен включать: эффективность производственно-сбытовой деятельности (на основе изучения динамики продаж в стоимостном и количественном выражении, загрузки производственных мощностей, портфеля заказов, объема и направления инвестиций) эффективность капитальных вложений, резервы снижения затрат виробництва.
Кроме того, важное значение имеет анализ издержек обращения (величины сбытовых расходов к прибыли) с целью выявления непроизводительных издержек по всей системе товародвижения от продавца к покупця.
Качественная оценка допускает использование следующих параметров:
потребность в капитальных вложениях фактических и на перспективу как в целом, так и по отдельным видам продукции;
ассортимент продукции, объемы и стоимость;
набор рынков и их сегментов для каждого вида продукции;
потребность в средствах на формирование спроса и стимулирование сбыта продукции;
перечень мер и приемов, которыми фирма может обеспечить преимущество на рынке;
инновационная политика (обновление продукции на основе собственных разработок)
выполнения обязательств по сделкам относительно сроков поставок.
Результаты исследования из приведенных показателей можно использовать при разработке экономической стратегии фирмы, ее технической, ассортиментной политики. При этом основными условиями обеспечения конкурентоспособности являются:
применения научных подходов к стратегическому менеджменту;
обеспечения единства развития техники, технологии, экономики, управления;
применение современных методов исследования и разработок (ФСА, программно-целевое планирование, теория принятия решений и т.д.);
рассмотрение взаимосвязей функций управления любым процессом на всех стадиях жизненного цикла объекта;
формирование системы мер по обеспечению конкурентоспособности различных объектов.
К организационным мероприятиям, повышающих уровень конкурентоспособности предприятия, относят:
обеспечение приоритетности продукции;
изменение качества изделия и его технических параметров с целью учета требований потребителя и его конкретных запросов
выявление преимуществ товара по сравнению с заменителями;
выявления недостатков товаров-аналогов, которые выпускают конкуренты;
изучение мер конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров;
выявление и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции;
новые приоритетные сферы использования продукции;
дифференциация продукции, обеспечивающая относительно устойчивые предпочтения потребителей, которые отдаются определенным видам взаимозаменяемых товаров;
воздействие непосредственно на потребителя путем искусственного ограничения поступления на рынок новых товаров, проведение рекламы, предоставления денежного или товарного кредита.
2.1. Выделение конкурентоспособности в зависимости от уровня и объекта анализа 2.3. Понятие конкурентного преимущества.