3.1. Классификация и сущность основных методов управления конкурентными преимуществами

Существуют различные методы оценки и анализа конкурентного положения предприятия. В каждом отдельном случае необходим дифференцированный подход, анализ специфики отрасли и целевого потребителя. Осуществлен анализ наиболее известных и применяемых в практической деятельности предприятий методов проведения маркетинговых исследований конкурентного положения фирмы (табл. 3.1). Как видно из таблицы, существует достаточно большое количество методов оценки конкурентного положения предприятия на рынке, а именно: модель Бостонской консультативной группы; модель М. Портера, метод «Мак-Кинзи»; модель Shell / DPM, метод LOTS, метод PIMS; ситуационный анализ (SWOT-анализ), метод экспертной оценки; модель Хо-фера/Шенделя; финансово-экономический метод, метод картирования стратегических груп.
Приведены методы оценки конкурентных позиций предприятия на целевом рынке можно условно разделить на три группы в зависимости от показателей и переменных, используемых при анализе:
Методы, характеризующие рыночные позиции предприятия: модель БКГ, модель М. Портера, метод «Мак-Кинзи», модель Shell / DPM, метод PIMS, модель Хофера / Шендель;
Методы, характеризующие уровень менеджмента предприятия: метод: LOTS, ситуационный анализ, метод экспертной оценки, метод картирования стратегических групп;
Методы, характеризующие финансово-экономической деятельности предприятия: финансово-экономический метод, маргинального анализу.
Приведенным в табл.







методам присущи определенные недостатки и преимущества, которые вызывают возможность и целесообразность их применения отечественными предприятиями. Чаще всего встречаются недостатки методов оценки конкурентных позиций предприятия на целевом рынке: затрудненность определения доли предприятий на рынке; трудности сбора данных, необходимых для проведения анализа, наличие высококвалифицированных специалистов со специальной подготовкой для реализации исследовательской работы. Учитывая приведенные в табл. показатели, можно применять такие методы оценки конкурентных позиций предприятия на целевом рынке: модель БКГ, модель Портера, метод LOTS, ситуационный анализ (SWOT-анализ), метод экспертных оценок, финансово-экономический метод, метод картирования стратегических групп. Очевидно, что наиболее полную информацию о конкурентных позиций предприятия на целевом рынке можно получить, используя одновременно несколько методов оценки. Методы, позволяющие оценить конкурентную позицию предприятия через эффективность менеджмента, показывают за счет которых управленческих факторов завоевана та или иная конкурентное преимущество. Финансово-экономические методы результуте деятельность предприятия на целевом рынке в цилому.
Обобщая данные таблицы, можно сделать следующие выводы:
каждый метод предполагает специальный набор факторов и рассматриваемых переменных
методика проведения исследований разная, чаще других используется сложения матриц, сравнительных таблиц, проведения экспертных оценок;
во многих методах авторы, оставляют право выбора исследуемых переменных на усмотрение исследователя, что дает возможность учитывать отраслевые, технические и другие специфические особенности;
каждый из перечисленных методов имеет свои преимущества и недостатки, следовательно, исследователю необходимо сравнивать выгоды, которые он может получить, используя тот или иной метод исследования с теми опасными моментами, которые могут повлиять на его результат.
3. МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА конкурентных преимуществ различных объектов 3.2. Методы анализа конкурентных преимуществ (SWOT , GAP , LOTS , PIMS , "Кинзи ")