8.2. Системный анализ в методике оценки конкурентоспособности организации

В настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности организаций. Сразу оговоримся, что подходы к оценке конкурентоспособности не могут быть одинаковыми для стадий стратегического и тактического маркетинга. На стадии стратегического маркетинга как первой стадии жизненного цикла товаров (пространственный аспект) и первой функции управления (временной аспект) разрабатываются нормативы конкурентоспособности на длительный период, а на стадии тактического маркетинга выполняются работы по материализации у изготовителя и реализации на рынке стратегических нормативов конкурентоспособности. Поэтому при измерении конкурентоспособности организации на стадии стратегического маркетинга приоритет должен отдаваться динамическому подходу, прогнозированию будущих состояний в настоящем через минуле.
В теоретическом плане проблема достижения конкурентоспособности различных объектов в условиях отечественной экономики, по нашей оценке, находится в настоящее время почти на недостаточном ривни.
В промышленно развитых странах действуют различные методики оценки конкурентоспособности фирм и компаний. Эти методики имеют не описательный, а конкретно-экономический, количественный характер.
А недостатки подходов и методик оценки конкурентоспособности организаций-изготовителей видим в следующем:
Апробированы в мировой практике подходы и методы оценки конкурентоспособности организаций-производителей не отражают влияние на них или применения научных подходов к управлению (менеджменту), прежде всего, системного, комплексного, воспроизводственного, нормативного и др.. Так, каждый подход к оценке конкурентоспособности разработан не для всех однородных предприятий, а для одного-двух. Один подход к оценке учитывает резервы в использовании факторов производства. Другой - стоимость конкретных факторов производства в конкретной стране. Третий - эффективность использования потенциала. Четвертый - эффективность производственно-сбытовой деятельности. Пятый - усилия в области повышения качества. Вроде перечисленные аспекты не нужно анализировать одновременно, системно, комплексно?
Промышленно развитым по сравнению с Украиной, значительно легче, потому что:
а) они легко могут использовать научно-производственный и ресурсный потенциал других стран;
б) могут держать секретные патенты и ноу-хау, чтобы быть монополистами в данной сфере;
в) у них налажены рыночные механизмы (прежде законодательная основа, инфраструктура), которые «автоматически» выбросят за борт некачественные товары (США ежегодно закрывается около 25% малых фирм)
г) кроме стратегического маркетинга и менеджмента в вузах промышленно развитых стран изучают методы прогнозирования, исследования операций, математической статистики и ин.
А в Украине за последние 10 лет значительно ослабла внимание к проблеме повышения качества управленческого ришення.
Считается, с методической точки зрения, неправомерно определять обобщающий (интегральный) показатель конкурентоспособности организации умножением индексов конкурентоспособности товарной массы (всех товаров организации) и относительной эффективности организации, так как эти показатели тесно коррелируют друг с другом. Очевидно, что любой показатель эффективности зависит от объема продаж и добавленной стоимости, а последние, в свою очередь, прямо пропорционально зависят от конкурентоспособности товаров организации (при условии добросовестной ее оценки).
По методике оценки конкурентоспособности организации российский исследователь Р.А. Фатхутдинов предлагает:
уровень конкурентоспособности считать как среднюю величину по показателям конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;
отдельно анализировать эффективность деятельности организации, исходя из конкурентоспособности и эффективности каждого товара на каждом рынке;
отдельно считать показатель стабильности функционирования организации;
прогнозировать названы три комплексные показатели минимум на 5 рокив.
Конкурентоспособность анализируемого объекта (товара, услуг) желательно измерять количественно, что позволит управлять ее уровнем. Для измерения конкурентоспособности анализируемого предприятия необходимо иметь качественную информацию, характеризующую полезный эффект данного объекта и объектов конкурентов за нормативный срок их службы и совокупные затраты за жизненный цикл объектов.
Полезный эффект - это отдача объекта, интегральный показатель как система используемых в конкретных условиях частных показателей качества объекта, удовлетворяющих конкретную потребность. Иначе говоря, полезный эффект - это совокупность свойств объекта, используемых для выполнения конкретной работы конкретным потребителем, качество - это потенциальный полезный эффект для нескольких групп потребителей. Полезный эффект использования объекта конкретным потребителем, как правило, меньше интегрального показателя качества объекта. Приближение этих показателей друг к другу по величине приводит к розунификации объекта и увеличение расходов в сферах производства и восстановления. Значительный разрыв между интегральным показателем качества объекта и его полезным эффектом приводит к недоиспользование полезных возможностей объекта, что тоже плохо. Поэтому целесообразно проектировать (разрабатывать, формировать) объект с полезным эффектом для конкретных условий, равный 0,8-0,9 интегрального показателя качества. Тогда в одних условиях будет полностью или частично использоваться набор одних потенциальных параметров объекта, в других - набор других параметрив.
Полезный эффект объектов можно измерять в натуральных единицах (например, производительность однопараметрических машин и оборудования), денежном выражении или в условных баллах (полезный эффект объектов, характеризующихся несколькими, дополняющими друг друга, важнейшими параметрами). Основные методы прогнозирования полезного эффекта: нормативный, экспериментальный, параметрический, експертний.
Полезный эффект - это одна сторона объекта - товара. Другой его стороной является совокупные затраты за жизненный цикл объекта, которые, как правило, обязательно нужно понести, чтобы получить от объекта полезный ефект.
Конкурентоспособность объектов, по которым невозможно измерить их полезный эффект или совокупные затраты за жизненный цикл, можно определить на основании их экспериментальной проверки в конкретных условиях потребления, по результатам пробных продаж или с применением экспертных и других методив.
Количественную оценку конкурентоспособности однопараметрических объектов (например, машин и оборудования) можно осуществлять с формулою
К, = (Е3 / ЭЖК)-к {-к2-k3
где К3 - конкурентоспособность анализируемого образца объекта на конкретном рынке, доли единицы;
Е3 - эффективность анализируемого образца объекта на конкретном рынке, единица полезного эффекта / денежная единица;
ЭЖК - эффективность лучшего образца-конкурента, используемого на данном рынке;
k \, k2, k3 - корректирующие коэффициенты, учитывающие конкурентные переваги.
По предложению Президента Российской Академии проблем качества Академика А. В. Гличова, эффективность объекта рассчитывают по формулою
Е = Кс / Вс,
где Кс - полезный эффект объекта за нормативный срок его службы в условиях конкретного рынка, единица полезного эффекта;
Вс - совокупные затраты за жизненный цикл объекта в условиях конкретного рынка, денежная одиниця.
Эти показатели снижают полезный эффект машины. К ним относятся: коэффициент безотказности машины, коэффициент снижения производительности машины по мере ее старения, показатели ухудшения безотказности, ремонтопригодности, показатели уровня шума, вибрации и другие показатели эргономичности и экологичности машины, показатель организационно-технического уровня производства у потребителей машины и др.. Совокупные затраты за жизненный цикл единицы машины можно определить по формулою.
Если эти расходы меньше дохода от реализации выводимых элементов фондов, то в формуле они должны быть со знаком минус, а если больше - со знаком плюс.
Фактор времени при расчете совокупных расходов рассчитывается по общепринятой методикою.
Основываясь на результатах оценки конкурентоспособности товара, исходя из величины его полезного эффекта конкурентоспособность организации (Корг) можно определять в статике и динамици.
В статике она определяется с учетом весомости товаров и рынков, на которых они реализуються.
Для промышленно развитых стран (США, Японии, стран Евросоюза, Канады и др.). Значимость рынка рекомендуем принимать равным 1,0, для других стран - 0,7, для внутреннего рынка - 0,5;
8.1. Особенности оценки конкурентоспособности персонала 8.3. Общие подходы к оценке конкурентоспособности отрасли , региона, государства