10.1. Типология конкурентных стратегий в области реализации стратегических альтернатив

Рыночная конкуренция проявляется в борьбе фирм (продавцов) за ограниченный объем спроса потребителей на доступных фирмам сегментах рынка. Когда спрос практически неограничен, нет и конкуренции продавцив.
Характерны четыре стратегии конкуренции на товарном рынке показаны в табл.
Виолентна («силовая») стратегия - стратегия доминирования на большом рынке, ориентирована на высокую производительность и снижение издержек производства, а следовательно, и снижение цены продаж. Это достигается организацией массового производства товаров среднего качества, что вполне устраивают массового покупателя. Такой стратегии придерживаются многие крупные компании. Товар производится ими в широком ассортименте, часто обновляется, что в сочетании с его добротностью и доступностью по цене позволяет привлечь широкие слои покупателей. Этому способствует проведение крупных рекламных компаний.
Патентная (нишевая) стратегия - стратегия, ориентированная на выпуск ограниченного количества специализированной продукции высокого качества. Фирмы, придерживающиеся такой стратегии, стремятся уклониться от прямой конкуренции с ведущими компаниями и найти на рынке собственную нишу, недоступную для виолентов. Они хорошо дополняют виолентов, потому что вносят на рынок разнообразие, выискивают и активно формируют специфические потребности. Узкая специализация патентов позволяет обеспечить высокий научно-технический уровень производства и высокую квалификацию персонала. Такой стратегии придерживаются меньше (по сравнению с виолентами), средние и мелкие фирми.
Коммутантная (приспособительная) стратегия - стратегия, направленная на максимально быстрое удовлетворение небольших по объему кратковременных, часто меняющихся потребностей. Мелкие фирмы, придерживающиеся этой стратегии, обычно не располагают эффективного оборудования и научно-технических заделов, но имеют хороших мастеров «на все руки», благодаря чему они быстро приспосабливаются к потребностям ринку.
Експлерентна (пионерская) стратегия - стратегия, ориентированная на радикальные нововведения и привитие новых потребностей и спроса на принципиально новые товары. Такая стратегия свойственна постиндустриальной эпохе и предпринимательской реакции на изменения на рынке. Реализовать ее могут фирмы, имеющие высокий научно-технический потенциал и предпринимательский стиль поведения. Такой стратегии характерен повышенный риск неудачи (предлагаемый товар не находит потребителя) или высокие к шествию в случае удач.
Глава 10. КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ В сфере крупного стандартного ПРОИЗВОДСТВА 10.2. База И пределы крупного производства.