10.2. База И пределы крупного производства.

Сущность эффекта масштаба виробництва
Крупные предприятия в последние годы подвергаются серьезной критике. их обвиняют в бюрократизме, негибкости, монополизме и др.. Положительные же качества - предприимчивость, эффективность, неформальное отношение к делу и многое в том же роде - связывается только с мелким бизнесом. Такие взгляды имеют серьезные основания. Однако при взвешенном подходе к крупным предприятиям нельзя игнорировать тот факт, что при всех своих недостатках они являются стержнем любой современной развитой экономики. Составляя не более 1-2% от общего числа фирм США, Западной Европы или Японии, они создают от одной трети до половины валового национального продукта, производимого в этих центрах мировой экономики, и выпускают более половины всей промышленной продукции.
Наряду со слабостями крупные предприятия в своем абсолютном большинстве придерживаются конкурентной борьбы, имеют и сильные стороны. Известно, что в качественном отношении спрос на товары и услуги очень разнообразен: одним потребителям нужны продукты с одними, а другим - с другими характеристиками.
Но, как показали исследования, в количественном отношении спрос концентрируется вокруг некоторого среднего, типичного на данный момент и для данной экономики, уровня качества и, соответственно, цены товара. Как правило, дорогих товаров высочайшего качества или дешевых и плохих продуктов сбывается существенно меньше. Для фирм-производителей эта закономерность имеет важное практическое значение. Выпуская товары с характеристиками, близкими к наиболее популярным, можно с помощью небольшого ассортимента товара удовлетворить существенную часть всего платежеспособного спроса. Это обстоятельство открывает объективную возможность для организации массового выпуска стандартных продуктов. Действительно, если рынок по большей части требует примерно одинаковых товаров, их выпуск большими сериями может быть налажен исключительно рационально.
Как показала мировая практика, благодаря деятельности крупных фирм были получены серьезные результаты в области научно-технического прогресса. В частности, резко увеличилась производительность труда, снизились издержки производства. Такие результаты были достигнуты благодаря экономии на масштабах производства (с увеличением размеров предприятия издержки производства на единицу продукции падают). Точнее, снижение расходов идет, пока не будет превышен некоторый оптимальный размер предприятия.
10.1. Типология конкурентных стратегий в области реализации стратегических альтернатив 10.3. Направления снижения себестоимости продукции