12.1. Радикальные инновации - путь к свободному от конкурентов рынке. Историческая роль эксплерентов в НТП

Научно-технический прогресс в рыночной экономике имеет особенность: большую часть научных работ проводят одни компании, а значительные результаты получают другие. Принципиальные нововведения, меняющие лицо всей промышленности, оказываются не следствием усилий лидеров отрасли, а результатом деятельности мелких, ранее неизвестных фирм. В особом значении мелких фирм-пионеров в развитии НТП легко убедиться, рассмотрев происхождения корпораций, внесших особый вклад в развитие новых отраслей
Научно-технический прогресс в рыночной экономике имеет одну парадоксальную особенность: большую часть научных и опытно-конструкторских работ выполняют одни компании, а наиболее значимые результаты получают инши.
Действительно, большая часть научных исследований осуществляется крупнейшими корпорациями. В странах «Общего рынка» например, 2 / з всех промышленных исследований выполняют крупные фирмы с числом занятых более 5 тыс. человек. Однако принципиальные нововведения, меняющие лицо всей промышленности, очень часто оказываются не следствием усилий лидеров, а результатом деятельности мелких, ранее неизвестных фирм. Однако всяких мелких, так как большинство небольших фирм научными исследованиями совсем не занимается. Исторический опыт XX в. показал, что все крупнейшие компании отрасли, которые возникли тогда, несмотря на лучшие стартовые возможности крупнейших предприятий того времени, ведут свое происхождение от мелких пионерских фирм. Многие из них содержатся в названии имена своих учредителей («Сименс» и «Форд», «Даймлер-Бенц» и «Боинг» и др..). Первые подходы к объяснению феномена научно-технического прогресса на микроуровне сделал в начале XX в. австро-американский экономист И.А. Шумпетер. В работе «Теория экономического развития» (1911) он разграничил две стороны хозяйственной жизни: рутинный кругооборот и развитие, или инновацию. Рутинный кругооборот связан с постоянным повторением и возобновлением производства. Фирмы, участвующие в нем, из прошлого опыта знают рецепты поведения. им несложно принимать решения, потому что ситуация понятна и легко предвидеть результаты своих действий. При этом в экономике, как и в жизни вообще, количественно преобладает рутина.
Знакомый нам принцип «невидимой руки» А. Смита описывает именно такую рутинную поведение фирм в экономике. Отстаивая свои интересы, компании строго рационально реагируют на изменения обстановки и, сами того не желая, «толкают» экономику к оптимальному состоянию, а именно: «до оптимального состояния в статическом смысле оптимума», - уточняет И. Шумпетер.
Развитие экономики, то есть не просто ее механическое расширение, а и постоянная качественное изменение, наблюдаемое при капитализме, не может вырасти из рутини.
Привести покой мажет Предприниматель. Й. Шумпетер называет так не каждый капиталиста или главу фирмы, а только новатора (чтобы подчеркнуть этот смысл, слово «предприниматель» в шумпетеривському понимании пишут с большой буквы). Предприниматель нарушает устоявшуюся рутину ведения дел ради понятным пока только ему, - но не окружающим, вигид.
Особенно важно, что «невидимая рука» рынка при этом не помогает, а препятствует Предпринимателю. Ведь его действия «неправильные», они «отвергают» экономику от сложившегося статического оптимума. Для осуществления своего проекта Предпринимателю надо преодолеть сопротивление рынка, заставить его субъектов отказаться от прибыльного применения ресурсов, перераспределив их в пользу нового, может авантюрного, проекта. Опасность провала действительно существует. Предприниматель не может опереться на опыт - его просто нет. Но даже мелкие решения тяжелые и могут иметь ошибки, когда они касаются совершенно новых вопросов. И ради этих мечтаний практическом бизнесмену надо отказаться от доходов, уже уходят с рутинного производства. Сопротивление инновации, таким образом, - это не проявление тупого консерватизма, а закономерный результат действия рыночных сил.
Вырвав ресурсы с рутинного кругооборота, Предприниматель использует их на невиданный дотоле манер. И. Шумпетер называет это новыми комбинациями ресурсов и насчитывает пять возможных разновидностей новых комбинаций:
создания нового товара и / или услуги;
создание нового метода производства:
открытие нового рынка сбыта;
применение нового источника или вида сырья;
введение новых принципов организации деятельности фирмы. Вслед за этим результаты инновации проходят испытания ринком.
На мгновение, выбравшись за рамки рутинного кругооборота, предприниматель вынужден вновь подчиниться йому.
Успех или неуспех нововведения зависит от объема спроса на новый товар, его цены, затрат и т.д., т.е. определяется обычными рыночными силами.
Глава 12. КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ В ОБЛАСТИ радикальных инноваций 12.2. Шумпетеривський анализ и типы стратегий фирм. Прорывной и полипшувальний НТП. Готовность к несению рисков