12.2. Шумпетеривський анализ и типы стратегий фирм. Прорывной и полипшувальний НТП. Готовность к несению рисков

Исторический опыт показывает, что люди с задатками первопроходцев возглавляли самые фирмы. Однако выявить новаторские способности далеко не одинакова в компаниях, придерживающихся различных стратегий конкурентной боротьби.
На крупном предприятии руководитель уделяет основную часть своих усилий рутинной дияльности.
Но самое важное то, что крупное производство не прощает ошибок: дорогостоящее оборудование для массового тиражирования продукции не может создаваться под проблематичны проекти.
В специализированной компании предпринимательская творчество сдерживается узкой специализацией - любые, даже перспективные идеи неизбежно отвергаются, если они выходят за рамки выбранной ниши. Фирма ласточка, основана энтузиастами нового технического направления, по целому ряду причин способна внести радикальные изменения в экономику. Для этого целесообразно сравнить радикальные и полипшувальни инновации
чтобы выяснить причины лучшей приспособленности фирм-ластивок.
Другое дело - фирма-пионер, основана энтузиастами нового технического напряму.
Причины, обеспечивающие ее большую приспособленность к деятельности, вызывает радикальные изменения в экономике:
1. Конкурентная стратегия фирм-пионеров сильна тем, что лежит в иной плоскости, чем у их мощных соперников. Дело в том, что сферой деятельности крупных фирм является предполагаемый текущий научно-технический прогресс, а рискованные прорывы в неизвестное - шанс фирмы-пионера. Подтверждением этого своеобразного разделения труда в сфере НТП может быть состав учредителей фирм-новаторов: ими становятся в большинстве случаев либо ученые, либо бывшие высокопоставленные служащие крупных концернив.
2. Готовность фирмы-пионера нести огромные, почти неприемлемые риски. Отвлечение значительных средств на новые проекты могут представлять опасность для крупных или специализированных предприятий существенным убытком основному бизнесу. Не вызывает сомнений, что в отношении рисков улучшающие нововведения более безопасные и предсказуемые, а значит, и привлекательные для этих фирм.
Фирма-пионер смотрит на всю ситуацию под совершенно другим углом. Руководитель-энтузиаст нового дела абсолютно уверен, как в технической возможности реализовать проект, так и в блестящей дальнейшей судьбе его детища на рынке. Если бы у него не было такой уверенности, он просто не был бы энтузиастом. В пионерский бизнес идут только те предприниматели, которые именно к этим рискам нечутливи.
Оптимальная форма коллектива, работающего над прорывной инновацией - группа с сильным лидером. Во главе фирмы-пионера всегда находится человек с характером первопроходца - другие за абсолютно новое дело просто не беруться.
Мотивация фирмы-пионера имеет более сильный и многоплановый характер, чем другие фирмы. В пионеров значительно сильнее внеэкономические мотивы, кроме того, для главы фирмы успех проекта является единственным шансом состояться как предприниматель.
12.1. Радикальные инновации - путь к свободному от конкурентов рынке. Историческая роль эксплерентов в НТП 12.3. Проблема финансирования на разных этапах эволюции радикальных фирм