12.3. Проблема финансирования на разных этапах эволюции радикальных фирм
В своем развитии фирма-пионер проходит несколько этапов. На первом этапе компания-пионер внешне почти никак себя не проявляет: в недрах мелких и средних фирм идет настойчивый поиск принципиально новых технических решений. Собственно говоря, такая фирма находится еще вне рыночными отношениями. Она только расходует средства на опытно-конструкторские работы, не поставляя на рынок ничего взамен. Так и тратит она средства, полученные извне, не заработанные в рамках собственного бизнеса. В этом смысле она больше похожа не на фирму, а на государственную лабораторию, сидящий на бюджетном финансуванни.Однако надо отметить, что инновационный бизнес - это не занятие чистой наукой или изобретательством. Разумеется, и то и другое важно, но в деятельности фирмы должно быть подчинено главной задаче - подготовке конкурентоспособного товару.
Скрытый характер подготовительной дориноковои работы делал ее практически незаметной вплоть до последних десятилетий, когда распространились такие организационные формы, как технологические парки и венчурный капитал. Дело в том, что на первом этапе, когда фирма-пионер должна наладить тяжелый процесс внедрения или коммерциализации открытия, сами пионеры еще очень бедные и слабые. им трудно организовать оснащены новейшим оборудованием лаборатории и опытные производства, что снижает шансы на успех в столь сложном деле. Пионеры остро нуждаются пидтримки.
Реакцией на эту потребность и стали технологические парки. Они представляют собой «общую крышу» для компактного размещения нескольких мелких пионерских компаний, которых туда привлекает подготовлена площадь (помещение, коммуникации, оборудование для совместного использования), а также организационная инфраструктура (возможность контактов с учеными известного исследовательского центра и специалистами крупной промышленной корпорации).
Технологические парки являются одним из эффективных инструментов ускорения научно-технического прогресса в стране. Впервые они появились в США, а затем при поддержке государства были насажены в странах Западной Европы и Японии.
Благодаря технологическим паркам решающий вклад фирм-пионеров во внедрении нововведений принципиального характера впервые стал хорошо помитний.
Еще более острой, чем организационная, является проблема финансирования. На это обстоятельство обратил внимание еще И. Шумпетер. По его мнению, преодолеть сопротивление рыночных сил и внедрить новую комбинацию предприниматель может, лишь опираясь на кредит. Банковское финансирование для него является обязательным условием, тогда как рутинную деятельность фирма, занятая привычным бизнесом, может в принципе вести и без кредиту.
Таким образом, необходимы заемные средства предприниматели первопроходцы могут получить только в банке, причем с огромными (плата за риск) процентами. А по сложившейся в конце XX в. практикой эти функции берут на себя венчурные (то есть рисковые) фонды или фирми.
Главной приманкой для венчурных вложений является их феноменальная доходность в случае удачи. Для уменьшения риска при финансировании фирм-пионеров разработано несколько эффективных методов. Например, каждое новое вложение осуществляется только в том случае, если предыдущее себя оправдало, то есть если фирма-пионер смогла существенно продвинуться в создании или коммерциализации продукта. Далее каждое новое вложение больше предыдущего и предоставляется на все более выгодных для пионера условиях. В итоге фирма-пионер получает финансирование, а венчурный капиталист никогда очень ризикуе.
Решение проблемы финансирования позволяет фирме-пионеру завершить разработку конкурентоспособного товара. Впрочем революционные изобретения встречаются редко. Для большинства компаний поиск кончается неудачей. Те же, кто добивается прорыва, вступают во второй этап развития - период бурного и сначала беспрепятственного подъема, связанного с выходом нового товара на ринок.
Стремительный рост фирмы-пионера на этапе вывода нового товара на рынок связано с тем, что инновация позволяет решить старые, которые когда-то казались неразрешимыми, проблемы потребителей или открывает перед ними новые возможности. При этом потребительская ценность нового товара оказывается очень велика, так как формируется путем сравнения с суммой затрат на старые товары, которые пришлось бы понести, чтобы достичь того же результата, который обеспечивает новый товар.
Постепенно у компаний-первооткрывателей становится все больше последователей. Рынок нового товара растет. Наконец, на новые возможности обращают внимание ведущие корпорации. Это переломным моментом и началом этапа массового виробництва.
Часто он выливается в вытеснение фирм-первооткрывателей с рынка. Непривычные к конкурентной борьбы фирмы-пионеры оказываются вынуждены схватиться с неизмеримо мощнее соперниками, к тому же сильными именно в организации массового производства. Неудивительно, что большинству пионеров не удается встояти.
Прямую конкуренцию гигантов выдерживают лишь очень немногие фирмы-пионеры. И даже те, кто справляется с первым натиском, еще долгие годы остаются очень уразливими.
Некоторые компании-пионеры, которым удается пройти все испытания, постепенно превращаются в крупные специализированные фирмы или даже вырастают на новых лидеров. В эпоху массового рождения новых отраслей таких счастливых пионеров больше. При более узком кругу шансов выжить у пионеров мало.
При всех условиях, чтобы продолжить успешно действовать на рынке после того, как новый товар стал массовым, фирма-пионер должна переродиться, т.е. изменить стратегию. Она должна либо сформировать четкую специализацию, или осуществить масштабные инвестиции в производство, управление и сбытовую сеть.
12.2. Шумпетеривський анализ и типы стратегий фирм. Прорывной и полипшувальний НТП. Готовность к несению рисков | Глава 13. КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА |