13.3. Стратегия борьбы с конкурентами и разновидности малых фирм

Процесс выживания мелких фирм связан с выбором одного из трех вариантов поведения:
деятельность в сферах, которые традиционно обслуживает только мелкий бизнес;
выполнение функций субпоставщика несложных деталей или полуфабрикатов для крупной компании;
выпуск товаров или услуг, которые являются копиями чужих виробив.
Соответственно выделяют три разновидности комутантив.
Особенностью первой являются оптимальные размеры предприятия:
с увеличением размеров предприятия эффективность может снижаться, но не обязательно во всех отраслях. Маленький ресторан, в отличие от маленькой домны, не обязательно хуже, ведь там качество пищи зависит не от затрат, а от мастерства приготовления. Таким образом, рыночные ниши всегда заполняются мелкими неспециализированными фирмами-мышами. Но малый размер предприятия типичный для примитивных, не поддаются механизации, производств. Высокая технологическая оснащенность не препятствует деятельности традиционного разновидности коммутантов, если это отрасли с оптимально малыми размерами пидприемств.
Подобные фирмы имеют ряд преимуществ:
высокая эффективность управления;
особый род мотивации - независимость деятельности;
низкие затраты;
поддержка среднего класса государственными структурами. Фирмы традиционного типа могут долго существовать, успишно
конкурируя и с равными по размерам, и с большими компаниями, но они почти навсегда остаются мелкими. Те же факторы, которые помогают выживанию, препятствуют его значительному увеличению. Ведь, становясь больше, они становятся менее ефективними.
Вторая типичная линия поведения мелкой неспециализированной компании - симбиоз поставщика простых комплектующих деталей. Комутант в этом случае выступает в роли младшего партнера, разрыв отношений для него опасен, потому что он останется без рынка сбыта своей продукции. Поэтому мелкая фирма обычно принимает цены, которые ей навязывают условия поставок. Многие фирмы, осознавая опасность такого рода принимают решение об ограничении доли оборота, приходящейся на одного крупного клиента, до 20%. В таких условиях она всегда может противостоять произволу одного крупного заказчика, опираясь на инши.
Кроме того, полное подчинение мелкого поставщика не отвечает стратегическим интересам компании. Коммутанты выступают в этом случае своеобразными ограничителями неэффективного крупного производства. Если ведущая компания стремится от начала до конца сделать сложное изделие, не обращаясь к помощи мелкого поставщика, то скорость инноваций, принятия управленческих решений замедляются, и эти участки будут низкую ефективнисть.
Если конкурирующие корпорации закроют подсобные производства и обратятся к продукции мелкого поставщика, то расходы снизятся и, в конечном итоге, мелкие независимые производители конкурируют с мелкими подразделениями крупных компаний и выигрывают в конкурентной борьбе. Таким образом, большая компания снижает глубину переработки, а мелкое предприятие получает емкий рынок для сбыта своей продукции и относительное спокойствие под защитой большого фирми.
В целом ряде отраслей патентное право не в состоянии реально защитить дизайн от копирования. В других отраслях срок патентной защиты короче жизненного цикла товара. Это дает возможность вполне законно копировать лучшие разработки известных фирм.
Комутант-подражатель получает большие конкурентные преимущества по сравнению с фирмой, которая вывела свой товар на рынок. Отсутствие безусловно-фиксированных затрат позволяет получать высокую прибыль и снижать цену товара на рынке, обеспечивая качество, примерно совпадает с качеством оригинальных товаров известных фирм-производителей.
13.2. Гибкость как центральный элемент стратегии 13.4. Неустойчивость коммутантов и необходимость изменения стратегии