16.1. Сообщество фирм и стабильность экономики.
Влияние конкуренции на научно-технический прогресФирмы, придерживающиеся различных стратегий, взаимодействуют между собой, составляют единую систему, потому что рыночная экономика - это сообщество конкурирующих между собой компаний. Ведь именно фирмы производят все товары и услуги, обращающихся на рынке. Поведение фирм жестко задается конкурентным взаимодействием: каждая компания занимает на рынке только тот сегмент, который удается ей отстоять в борьбе с суперниками.
Следовательно, любой существенный экономический процесс следует рассматривать через конкурентные отношения фирм. Он становится возможным только тогда, когда фирмы могут участвовать в нем, не подрывая, а усиливая свои конкурентные позиции. В этом смысле конкуренция выступает как регулятор рыночной економики.
Однако конкуренция не сводится к простому выяснение соотношения сил противостоящих сторон. Борется не сильный против слабого - если это так, немногочисленные сверхмощные монополии действительно вытеснили бы всех других соперников. В реальности конкурентная борьба строится по значительно сложнее формуле. У каждого типа фирм есть свои преимущества, сила - в крупнейших компаний, гибкость - в мелких фирм; приспособленность к особым сегментов рынка - у специализированных компаний, преимущества первооткрывателей - у пионеров. В одних условиях решающее преимущество дает одну из этих качеств, в других - иншу.
Исторический опыт показывает, что полное вытеснение с рынка одного из основных типов фирм невозможно, поскольку невозможно унифицировать человеческие потребности. Разнотипные компании постоянно существуют рядом друг с другом, но и постоянно создают угрозу друг для друга. Рынок же в целом оказывается благодаря этому во многом застрахованным от засилья какой-либо одной группы компаний и неизбежного в этом случае застоя, завышения цен, снижения качества и других расходов монополизму.
Другим важным следствием многообразие конкурентных стратегий благоприятное влияние сообщества фирм на стабильность экономики и ее способность адаптироваться к изменениям. Действительно, даже разрушительные процессы оказываются благоприятными для некоторых компаний, а за счет их усиленного развития вся экономика делает поворот в нужную сторону. Видимая разнообразие фирм повышает живучесть всего сообщества компаний в цилому.
Кризиса, которые были на Западе, показали, что даже на затяжные и значительные по размаху потрясения мир компаний реагирует не как уязвимая монокультура, а как сложное и потому живучее спивтовариство.
В его рядах есть «части быстрого реагирования» - фирмы, мгновенно приспосабливаются к любой обстановке. Среди узкоспециализированных фирм хотя бы часть развивала свою активность в этом направлении, что пригодится в новых условиях, поэтому также готова к переменам. Мощный, инерционный производственный аппарат крупных фирм медленно адаптируется к изменениям, но гиганты достаточно устойчивы, чтобы не погибнуть от первого удара и довести этот процесс до конца. Наконец, фирмы-пионеры ведут настолько глубокий поиск, способны найти не только радикальные решения существующих проблем, но и ключ даже к проблемам завтрашнего дня.
Если говорить о циклические кризисы, наибольшее падение спроса обычно приходится на массовую стандартную продукцию. Больше сокращаются производства (интенсивнее освобождаются рабочие) на крупных предприятиях. Массами исчезают и локальные потребности, составляющие рынок мелких фирм.
Впрочем, судьба этих двух типов фирм неодинакова. Мелкие фирмы разоряются тысячами (как и вновь создаются при малейшем улучшении обстановки или просто в другой сфере,). Крупные же фирмы, принимая на себя основную тяжесть кризиса, погибают при этом ридко.
Специализированные фирмы, наоборот, сравнительно невосприимчивы к кризисам (разумеется, если те по каким-то особым причинам не достигают пика своей остроты именно на том сегменте рынка, на котором действует данная фирма). Богатые потребители их качественной и специализированной продукции, как правило, достаточно прочно стоят на ногах, чтобы продолжать закупку даже в кризи.
В целом рынок работает как амортизатор кризиса. Его основной удар принимают мощные фирмы, лучше приспособлены к тому, чтобы выдержать спад, и гибкие компании, без особых потерь способны выйти из бизнеса. Компании, которые больше всего страдают от кризисов, выработали способы смягчения для себя лично. Те же, которые не смогли этого сделать, просто не виживають.
Качественные показатели состояния рынка: его насыщенность разнообразными товарами и полнота ассортимента во всех его точках (от большого города к небольшому поселка) также тесно взаимосвязана с конкуренциею.
Как уже говорилось, конкуренция между фирмами при пересечении (или наложении) их реализованных ниш приобретает характер ожесточенной борьбы на вытеснение. Ведь принцип конкурентного исключения говорит: из двух или многих подобных товаров, если они ориентированы на тех же потребителей, которые предъявляют к ним одинаковые требования, на рынке обычно содержится только один - лучший. Напротив, незанятые сегменты рынка исключительно привлекательные для фирм - здесь вообще нет конкурентов, а значит, можно быстро наращивать продажи и устанавливать высокие цини.
Макроэкономическим следствием такого сочетания стимулов и антистимулов, действующих на фирмы, есть тенденция к равномерному освоению всего рыночного пространства фирмами-конкурентами как в географическом, так и ассортиментном плане. Для конкурентного рынка несвойственный резкий разрыв в снабжении товарами крупных центров и периферии, а наоборот, характерно непрерывное обогащение палитры предлагаемых на рынке товаров.
Глава 16. ЭКОНОМИКА КАК СООБЩЕСТВО конкурирующих компаний | 16.2. Конкуренция и научно-технический прогресс |