16.2. Конкуренция и научно-технический прогресс

Развитие современной экономики определяется научно-техническим прогрессом. Его механизм, с точки зрения влияния на него тех или иных фирм, может быть разделен на четыре етапи.
Первый этап. Главную роль играют мелкие фирмы-пионеры. Свойственное их основателям сочетание одержимости идеей с полной финансовой ответственностью за результат дела обеспечивает предельную эффективность пионерских разработок. А небольшие размеры компании и ее невовлеченности к текущему производства создают организационные предпосылки успеха. Напомним и роль венчурного (рискового) капитала. Благодаря ему пионеры получают поддержку со стороны финансовой элиты страны, а последняя - доступ к прорывных инноваций и связанных с ними надприбутками.
Роль гигантских компаний на этом первом этапе научно-технического прогресса сравнительно мала. Они не приспособлены к подобному рискованного научного поиска. Однако история знает немало примеров прорывных инноваций, родившихся в лабораториях крупных фирм.
Второй этап. Лидерство в осуществлении научно-технического прогресса переходит к крупных фирм. На этом этапе происходит оттеснение новаторов от дальнейших стадий продвижения нового продукта на ринок.
Массовое тиражирование новшества, оправдало себя, лучше решается крупной организацией. При благоприятных условиях эта задача может решить и сама фирма-пионер, но для этого нужно время. Массовое производство новинки быстро и с успехом осуществляет первопроходец, поглотивший (или вытеснил с рынка) гиганта.
Третий этап. Дальнейшее развитие процесса происходит на массовых, контролируемых крупными фирмами рынках, где недавняя новинка уже преобразованная ими на стандартный товар. Эти условия заставляют все другие фирмы искать способы избежать опасной прямого столкновения с гигантами. Возникает тенденция к поиску ниш, адаптивном научно-техническому прогрессу, что приспосабливает товар в специальных запросов отдельных групп потребителей. Здесь центральная роль принадлежит специализированным фирмам. Они способствуют распространению новой технологии, материалов и т.п. в другие галузи.
Четвертый этап. Крупные предприятия продолжают текущее совершенствования товара. В этом, помимо его массового тиражирования, и есть их важный вклад в научно-технический прогресс. Только постоянное улучшение характеристик продукта позволяет крупным фирмам сохранять свои позиции на остро конкурентных массовых ринках.
Если же крупные фирмы пытаются затормозить прогресс, мощный удар им наносят мелкие фирмы, в частности компании-копиисты. Собственно говоря, в борьбе с ними у крупных фирм есть только один надежный способ: постоянно быть на шаг впереди подражателей, предлагать все новые и новые поколения товаров, пока те копируют попередни.
Выиграют от каких-либо задержек лидеров в деле улучшения товаров и специализированные фирмы. Пользуясь растущей неудовлетворенностью потребителей качеством стандартных товаров, они захватывают все новые сегменты рынка. Так постепенно сужается сфера господства крупных фирм, заставляя их возобновить усилия по модернизации товару.
А между тем новое поколение фирм-новаторов путем проб и ошибок готовит очередной прорыв в принципиально новой галузи.
Каждый тип компаний выполняет наиболее свойственные ей функции, а система в целом достаточно эффективно удовлетворяет общественные потребности в основных видах технического прогресса текущем, адаптивном и пионерському.
С рассмотренными этапами научно-технического прогресса тесно связана классификация инноваций. В частности, на первом этапе решающую роль играют прорывные инновации (сфера преимущества фирм-пионеров). На них приходится лишь 14% общего числа инноваций. Но отдача от таких нововведений непропорционально велика. Вместе они приносят почти треть всех доходов, получаемых за счет инновационной дияльности.
Но даже эти цифры не отражают всего значения прорывных инноваций. Не следует забывать, что именно они стоят у источника следующих улучшений, совершенствуемые, приспособлений к интересам отдельных групп потребителей и других модернизаций товара, именно прорывные идеи в дальнейшем применяются в других отраслях. Без этих инноваций научно-технический прогресс был бы невозможен или осуществлялся очень повильно.
Третий и четвертый этапы связаны прежде всего с улучшается-вально инновациями, которые осуществляют в основном крупные и специализированные предприятия. На них приходится почти половина (46%) всех инноваций, имеющих, как правило, низкую степень новизны. Однако полипшувальни инновации - это важнейший элемент технического прогресса в рыночном хозяйстве. В полипшувальних нововведениях отображается постоянный поиск оптимального по всем параметрам разновидности товару.
С этими же этапами научно-технического прогресса связано перенесение нововведений в другую сферу. При этом снова идет ться об улучшении нерадикального и, благодаря этому, надежного, без рискового характеру.
Обеспечивают такое перенесение специальные исследовательские подразделения крупных и специализированных фирм, занятые анализом достижений в смежных областях виробництва.
На полипшувальни инновации и перенос нерадикальных нововведений, взятые вместе, приходится 77% общего количества инноваций. Текущая практика технического прогресса в рыночной экономике состоит почти исключительно из «нововведений с низкой степенью новизны»: собственных малых улучшений продукции и заимствованных чужих достижений нерадикальной свойства. Малые улучшения идут от непосредственного наблюдения процесса потребления товара и / или технологии его производства. Каждое из них обещает безрисковое повышения потребительской ценности продукции (и / или снижение затрат), потому непременно реализуется.
16.1. Сообщество фирм и стабильность экономики. 16.3. Фирмы и конкурентоспособность национальной экономики