16.3. Фирмы и конкурентоспособность национальной экономики

Государства, как и фирмы, имеют разную конкурентоспособность на мировом рынке. Конкурентоспособность страны, по мнению М. Портера, зависит от четырех свойств, которые имеют общий характер и формируют среду, в которой конкурируют местные фирмы. Эта среда может способствовать созданию конкурентного преимущества, а может и препятствовать этому. Вот эти четыре свойства:
Факторные условия, то есть те конкретные факторы (скажем, квалифицированная рабочая сила определенного профиля или инфраструктура), которые нужны для успешной конкуренции в данной галузи.
Условия спроса, то есть который на, внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной галуззю.
Родственные и поддерживающие отрасли, то есть наличие или отсутствие в стране родственных или поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном ринку
Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты, т.е. условия в стране, определяющие создания и управления фирм, а также характер конкуренции на внутреннем ринку.
Национальный «ромб» - это система, компоненты которой взаимно усиливаются. Каждый детерминант влияет на все остальные. Так, большой спрос на продукцию фирмы сам по себе не даст ей конкурентного преимущества, если острота конкуренции недостаточна, чтобы фирма приняла этот спрос к сведению. Кроме того, преимущества в одном детерминанте могут создать или усилить преимущества в иншому.
Конкурентное преимущество на основании только одного двух детерминантов возможно только в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов или в отраслях, где мало применяются сложные технологии и навыки. Удержать такое преимущество, как правило, не удается, так как она быстро «перетекает» из страны в страну, а глобальные фирмы легко могут нейтрализовать ее, действуя «в обход» с помощью глобальной стратегии. Чтобы получить и удержать конкурентное преимущество в наукоемких отраслях, составляющих основу любой развитой экономики, нужно иметь преимущество во всех составных частях «ромба». Преимущество по каждому детерминанту - это не предпосылка для конкурентного преимущества в отрасли. Взаимодействие преимуществ по всем детерминантами обеспечивает именно выигрышные моменты, усиливающиеся которые иностранным конкурентам очень трудно уничтожить или скопиювати.
Детерминанты, определяющие национальные преимущества, создают в отдельных отраслях особое внутреннее среду. Однако в истории большинства успешно конкурирующих отраслей сыграл свою роль и случай, есть такие события, которые имеют мало общего с условиями развития в стране и влиять на которые часто не могут ни фирмы, ни даже национальные правительства. Вот некоторые примеры этих событий, имеющих особо важное значение для развития конкурентоспособности:
изобретательство;
большие технологические сдвиги (например, биотехнология, микроэлектроника)
резкие изменения цен на ресурсы, типа нефтяного шока;
значительные изменения на мировых финансовых рынках или в обменных курсах;
всплеск мирового или местного спроса;
политические решения иностранных правительств;
вийни.
Случайные события важны потому, что они меняют позиции компаний, соперничающих, и могут свести на нет преимущество старых конкурентов, создать потенциал для новых фирм, способных заменить старые по достижению необходимого уровня конкурентоспособности в новых умовах.
В описании факторов, от которых зависит уровень национальной конкурентоспособности, последней переменной является роль правительства, что может повлиять на все четыре детерминанты. Правительство может влиять и подвергаться влиянию - как положительный, так и отрицательный - всех четырех детерминантов. На параметры производственных факторов влияют субсидии, политика в отношении рынков капитала и т. д. Роль правительства в формировании параметров местного спроса часто бывает менее заметна. Правительственные органы устанавливают местные нормы и стандарты на производство того или иного товара, а также инструкции, влияющие на поведение потребителей. Правительство также часто является главным покупателем различной продукции. Роль, которую он играет как покупатель, может помочь и навредить развития национальной промисловости.
Правительство может формировать условия развития родственных отраслей и поставщиков также другими способами, такими как контроль над рекламными средствами или регулирования деятельности инфраструктуры. Правительственная политика может влиять на стратегию фирм, их структуру и соперничество, используя регулирование рынков капитала, налоговую политику и антитрестовские законы. В свою очередь, четыре детерминанты тоже могут влиять на уряд.
Таким образом, детерминанты - каждый в отдельности и все вместе - способствуют достижению национального успеха или тормозят его. Однако они представляют собой комплексную систему, находящуюся в состоянии развития. Один детерминант постоянно воздействует на другой. Поддержание конкурентоспособности в области на высоком уровне является результатом взаимодействия преимуществ, самопидсилюються, сразу в нескольких областях, иностранным конкурентам бывает трудно воспроизвести. Национальная система в целом не менее или даже более важна, чем ее отдельные части. Иначе говоря, «ромб» - такая система, в которой все факторы взаимосвязаны и усиливают действие друг друга.
16.2. Конкуренция и научно-технический прогресс 16.4. Кластеры и их роль в экономике