17.2. Сообщество компаний в период трансформации экономики

В своем новом качестве субъектов рыночной экономики украинские предприятия вступили в конкурентные отношения друг с другом и с иностранными фирмами. Крупные предприятия были стержнем советской экономики. их адаптация к рынку идет медленно, а текущее положение очень сложное (огромное недогрузка мощностей, массовые убытки, излишки персонала по сравнению с упавшим объемом производства и т.д.). Иначе говоря, они еще должным образом не освоили рыночной стратегии, которая соответствует их розмирам.
Реакция крупных предприятий на становление рынка может быть трех типов:
1. Использование монополистических преимуществ. Этот тип поведения на начальных этапах проведения реформ испытали почти все крупные предприятия. Дальнейшем осуществлять его оказались способными лишь некоторые предприятия, не имеющие ни национальных, ни иностранных конкурентов и выпускают важную для экономики продукцию. 2. Пассивная потеря рыночных позиций под ударами конкурентов (главным образом иностранных) и конъюнктуры ухудшилась. Такое поведение свойственно многим предприятиям машиностроения, легкой и военной промышленности. Проблемы в этих отраслях предприятий настолько велики, что они не видят реального выхода из сложившейся ситуации. Отсюда следует деморализация руководства и, как следствие - его пассивность. Деморализацию значительной части руководства крупных советских предприятий объективно можно понять: слишком малы шансы на успех. Чтобы не делал завод - производитель отечественных телевизоров, мгновенно сравниться по конкурентоспособности с импортной продукцией ему не удастся. Вряд ли конверсия обеспечит безубыточное существование большинства бывших военных заводов. Без изменения макроэкономической ситуации в стране преодоления индуцированной неконкурентоспособности значительной частью предприятий маловероятно. 3. Реорганизация деятельности в направлении выработки эффективной силовой стратегии. В настоящее время этим путем идет меньшинство наиболее сильных предприятий машиностроения, химии, а также часть из предприятий черной металлургии и энергетического комплекса, находящихся в более благоприятных условиях. Направления адаптации к новым условиям рынка у этой группы предприятий являются: резкая активизация рекламной, сбытовой и маркетинговой деятельности; перестройка системы управления (создание рекламных и усиление юридических и финансовых подразделений); оптимизация инвестиционного процесса (деинвестиции и перепрофилирование имеющихся мощностей).
17.1. Неконкурентная экономика и отсутствие естественного сообщества компаний. Особая роль крупных предприятий 17.3. Перспективы развития отечественных компаний