3.2. Национальная система регулирования денежно-кредитных отношений

Создание системы современного государственного регулирования денежно-кредитных отношений США начал закон об образовании Федеральной резервной системы (ФРС), принятый Конгрессом США в 1913 г. С тех пор ФРС стала главным органом по проведению денежно-кредитной политики.
В состав Федеральной резервной системы входят Совет управляющих, федеральные резервные банки, Федеральный комитет открытого рынка и Федеральный консультативный рада.
Главными функциями Федеральной резервной системы являются:
оказания влияния на предложение денег и кредита;
регулирование и надзор за деятельностью финансовых учреждений;
осуществления функций банковского и финансового представителя держави.
По структуре и принципам управления ФРС существенно отличается от центральных банков других стран. Один из главных принципов, положенный в ее основу при создании, - учет интересов местных банков по недопущению централизации управления денежно-кредитной системой страны. Согласно этому принципу состоялся и распределение территории США на 12 резервных округов, в каждом из которых было организовано федеральный резервный банк. Возглавила эту систему Совет управляющих, находится в Вашингтоне. Это обеспечило единство денежной системы государства и ее ефективнисть.
Организационная структура Федеральной резервной системы приведена на рис. 5.

Правовой статус ФРС обусловлен тем, что федеральные резервные банки тесно связаны с правительством США и всей системой государственных учреждений. С другой стороны, федеральные резервные банки формально не являются государственными, потому что их капитал образуется за счет взносов частных коммерческих банков, которые становятся членами ФРС.
По организационной структуре ФРС можно выделить пять основных ланок.
Совет управляющих. Координирует и направляет деятельность ФРС. Состоит из семи членов, назначаемых президентом США сроком на четырнадцать лет. их кандидатуры проходят обязательное согласование в Сенате США. Один из членов Совета управляющих избирается ее председателем сроком на четыре года. Основные функции Совета управляющих ФРС:
установление предусмотренных законом в пределах норм обязательных резервов, которые банки-члены должны содержать на счетах в федеральных резервных банках;
рассмотрение и утверждение учетных ставок, устанавливаемых федеральными резервными банками;
определения размеров маржи по банковским займам под биржевые ценные бумаги;
определение политики по покупке и продаже государственных ценных бумаг;
осуществления надзора за деятельностью федеральных резервных банков;
надзор за эмиссией и изъятием из обращения банкнот;
регулирования отношений федеральных резервных банков с иностранными банками.
Федеральный комитет открытого рынка. Важнейший орган по денежно-кредитной политики ФРС. Он был основан в 1936 г. при Совете управляющих. Федеральный комитет по операциям на открытом рынке отвечает за политику содействия экономическому росту, занятости населения, стабильности ценообразования и устойчивости механизма международной торговли и платежей. Его основной функцией является влияние на конъюнктуру рынка через механизмы финансового и денежного ринкив.
В состав комитета входит семь членов Совета управляющих и пять представителей от федеральных резервных банков. Каждый отчет о деятельности комитета включается в общий отчет Совета управляющих перед Конгрессом США.
Федеральные резервные банки. Созданы Конгрессом США как функциональные органы централизованной банковской системы страны. Федеральные резервные банки осуществляют оперативную связь с другими коммерческими банками. Каждый такой резервный банк возглавляется правлением из девяти директоров (шесть избираются банками-членами округа, трое назначаются Советом управляющих, причем один из них председателем правления).
В функции федеральных резервных банков входят:
эмиссия наличных средств (банкнот, казначейских билетов и разменной монеты)
хранения обязательных резервов банков-членов ФРС;
кредитования коммерческих банков;
финансовое обслуживание казначейства США;
Территория США разделена на 12 федеральных резервных округов. В главном городе каждого округа находится федеральный резервный банк, который осуществляет эмиссию банкнот и другие функции центрального банка для коммерческих банков округа. Большинство федеральных резервных банков имеют виддилення.
Банки-члены ФРС. Примерно 40% (около 10 тыс.) коммерческих банков США являются членами ФРС. Государственные банки обязаны быть членами ФРС, банки штатов могут присоединиться к ней, выполнив определенные требования. Каждый банк-член ФРС обязан покупать государственные ценные бумаги (на сумму до 6% от собственного оплаченного капитала) в окружном резервном банке и принять условие обязательных проверок их операций представителями ФРС.
Консультативные органы. К ним относятся Федеральный консультативный совет, Консультативный совет по вопросам состояния потребителей и Консультативный совет по вопросам деятельности сберегательных учреждений. Федеральный консультативный совет проводит совещания с Советом управляющих по экономическим и банковским вопросам и дает рекомендации относительно деятельности ФРС. В состав совета входит двенадцать членов - по одному от каждого резервного округа. Консультативный совет по вопросам положения потребителей консультирует Совет управляющих по вопросам защиты интересов потребителей. Консультативный совет по вопросам деятельности сберегательных учреждений предоставляет информацию и результаты анализа проблем сберегательных учреждений. В состав совета входят представители сберегательных банков, ссудно-сберегательных ассоциаций, кредитных спилок.
К рычагам влияния на денежно-кредитную политику ФРС относятся:
-Регулирование учетной ставки - ставки процентов, которые платят коммерческие банки за одолженные у федеральных резервных банков деньги;
установление нормы обязательного резервирования - процент депозитов, установленный ФРС, которые коммерческие банки обязаны держать наличными в хранилищах или на депозитных счетах в федеральных резервных банках;
операции на открытом рынке (купля-продажа государственных ценных бумаг).
3.1. Эволюция денежно- кредитной системы 3.3. Инфраструктура денежно-кредитной системы