2.1. Определение планирования делового развития
Планирование, которое является важнейшей функцией управления, - очень мощный инструмент в повышении эффективности предпринимательской деятельности. Однако это безусловное утверждение верно только тогда, когда эта функция выполняется согласно логике развития бизнес-идеи, методически грамотно и политически обоснованно. Целью планирования может быть решение задач разного уровня: стратегических, перспективных, оперативных т.д.. В зависимости от этого различают подходы и конкретные методы осуществления такого процесу.Планирование делового развития фирмы характеризуется прежде всего наиболее творческим уровнем решения вопросов повышения качества бизнеса. Это заметно с самого его визначення.
Планирование делового развития - это система методических, политических и организационных мероприятий, направленных на изобретение и формулирование новых бизнес-идей, обоснование целесообразности и методов их внедрения, формирование условий по поддержке прохождения всех стадий жизненного цикла развития бизнес-идей со стороны персонала и потенциальных инвесторов.
В предыдущей главе было выяснено, что основными факторами творческого подхода к развитию бизнеса являются природные способности предпринимателей и их опыт. Именно от них в большей степени зависят количественные и качественные параметры появления и практического внедрения бизнес-идей.
По своей сути планирование может дополнять и стимулировать развитие этих факторов. Это происходит за счет того, что планирование, которое относится к сложным видам умственной деятельности человека, сосредоточивается на вопросах проектирования шагов, которые формируют будущее фирмы. Фактически складывается модель будущей деятельности, в процессе чего рассматриваются возможные реакции рынка на внедрение тех или иных решений, обосновываются возможные варианты внедрения идеи и их последствия, проводятся дополнительные исследования различных аспектов, связанных с производственными, маркетинговыми, финансовыми вопросами объекта планирования. В результате анализа возможных деловых ситуаций приобретаются те же навыки, что и в результате практического досвиду.
Способности к бизнесу, так же как и к любой другой творческой деятельности, проявляются через принятие решений на уровне подсознания. Известно, что человек использует лишь 10% возможностей своего мозга. Заложенной природой программе определяется, какая именно часть мозга работать более активно. Если функции определенной части совпадают с требованиями к конкретной сфере деятельности, проявляется способность осуществлять ее на уровне выше среднего. Но это не значит роковое предопределение по определенным рамок личных способностей, их можно развивать и тренировать. И лучшим средством для этого является планування.
Планирование делового развития с полным правом можно назвать катализатором основных факторов разработки эффективных бизнес-идей. Оно является своеобразным тренажером изучения будущего бизнеса и отработки действий, направленных на повышение уровня его успишности.
Пилоты, перед тем как сесть за руль самолета, учатся на специальных тренажерах. В принципе, можно обойтись и без них. Но в таком случае, пока они смогут самостоятельно управлять самолетом, количество поврежденных и разбитых машин превысила бы все разумные межи.
Такое же значение для предпринимателя имеет планирование делового развития, которое позволяет на сложившихся моделях будущего бизнеса отработать наиболее рациональное поведение, предупредить возможные негативные последствия, найти наиболее продуктивный путь к реализации цели тощо.
Известно, что планирование может принести пользу лишь при условии, когда его применение не противоречит элементарной логике, а постановка задач соответствует его сущности. Так, большой и очень распространенной ошибкой является отношение к планированию как к средству предсказания будущего. В этом случае планирование сводится к расчетам плановых показателей, которые формируют желаемую картину и становятся ориентиром, а чаще установленным заданием для виконавцив.
Будущее предсказать невозможно. Если кто-то хочет заниматься этим, устанавливая задачи для выполнения на уровне собственных прогнозов, то это вовсе не планирование. Это больше напоминает экономическое шаманство. Предвидения и прогнозирования - это рациональная деятельность, но она не в состоянии решать проблемы. ее задачами являются лишь создание представления о возможном ходе событий в предпринимательской середовищи.
Поэтому предметом планирование должно быть не будущее, а настоящее. Задачей планирования является ответ на вопрос: что нужно делать сегодня, чтобы желаемое в будущем здийснилося.
Невозможность точно предсказать будущие события на рынке вовсе не означает недостаточность применения средств планирования. Надо просто помнить, что основной задачей планирования является не определение каких-то довольно абстрактных задач для выполнения, которые представлены в виде технико-экономических показателей, а обоснование конкретных действий, которые могут привести к достижению мети.
Еще одной заблуждением, которое может привести к неэффективному планированию, является взгляд, согласно которому этот процесс должен быть задачей отдельных исполнителей, т.е. плановиков. Планирование - это прежде всего функция управления, причем важная. Если руководитель не занимается планированием, он не выполняет свои непосредственные функции. И наоборот, только когда планирование становится внутренней потребностью всех управленцев, когда они понимают факт его необходимости, в том числе для выполнения собственных функций, этот процесс будет способствовать повышению уровня менеджмента, а следовательно, и достижению предпринимательского успиху.
Под планированием делового развития следует понимать одно из средств реализации планирования как важнейшей функции управления, который направлен на активизацию творческого потенциала по поиску новых бизнес-идей, способствующих достижению целей организации, а также их обоснование и разработку конкретных действий по внедрению идеи в практику предпринимательской деятельности .
2. СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЛОВОГО РАЗВИТИЯ ФИРМЫ | 2.2. функции планирования делового развития фирмы |