2.4. Понятие культуры планирования делового развития
Рассмотрение основных признаков планирования делового развития фирмы позволяет характеризовать его прежде всего как процесс творческий. Это означает, что для него невозможно создать соответствующие инструкции вроде служебных и обязать персонал повышать качество бизнесу.Ни творческий процесс, такой как конструирование, живопись, научные исследования, не может регулироваться инструкциями или указаниями. Ничего, кроме вреда, это не приносит. Единственный путь для активизации творческих процессов - это формирование соответствующей среды и отношений в коллективе, где конкуренция идей, свободное их высказывания и совместное обсуждение, восприятие делового планирования как необходимого инструмента повышения эффективности бизнеса, является внутренней потребностью управленческого персонала независимо от выполнения конкретных функций.
Иными словами, необходимо формировать высокий уровень плановой культуры, под которой понимается достигнутый уровень восприятия бизнеса как творческого процесса поиска, обоснование и внедрение новых идей, в котором планирование делового развития позволяет обеспечить наилучшие результати.
Планирование является необходимым элементом осуществления предпринимательской деятельности независимо от уровня плановой культуры фирмы. Требования по формированию планов выдвигаются различными контрагентами фирмы: банками, владельцами, инвесторами и. То есть трудно найти фирму, которая бы не занималась планированием. Однако в зависимости от уровня плановой культуры, отношение к потребностям в планировании имеет значительные видминности.
У фирм с невысокой плановой культурой продуктом планирования является план, который нужно сдавать по требованию. В фирмах с высокой плановой культурой сам процесс планирования является требованием их повседневной деятельности. Сам процесс планирования для них более важен, чем формально составлен план, а результатом планирования является повышение качества бизнеса. Для них планирования делового развития необходимо учитывая следующие факторы:
при осуществлении процесса планирования учитывается все многообразие и разновекторность действий факторов, оказывающих влияние на бизнес, что позволяет вести дело более рационально;
моделирования в ходе планирования различных рыночных ситуаций экономит время на принятие решения при их возникновении, участие в процессе планирования персонала фирмы помогает яснее понять задачи деятельности, что способствует повышению эффективности управления;
процесс планирования является мощным средством обучения бизнесу, во время которого лучше узнаются сама природа, возможности и скрытые проблемы избранному делу;
план является лучшим средством убеждения кредиторов и инвесторов, которые, пытаясь уменьшить свои риски, осуществляющие вложение средств только в проработаны проекти.
Из всех перечисленных причин особое внимание следует обратить на то, что план может играть наиболее значительную роль в лучшем понимании предпринимателями своего бизнеса. Речь идет об учебной функцию планирования. Будучи постоянным процессом, имеет циклический характер (рис. 2.2), планирования побуждает к необходимости анализа принятых решений и их последствий в деле обеспечения конкурентоспособности фирмы. Невольно предприниматель лучше узнает рынок и происходящие на нем. При этом сам процесс планирования становится похожим на деловую игру.
Можно смело ставить знак равенства между планом и моделью развития бизнеса. При этом главным вопросом, на который необходимо дать ответ, должны стать: не "каких показателей необходимо достичь в течение планового периода?", Необходимо вести бизнес, чтобы достичь намеченных показателей? ".
Планирование бизнеса, которое проводится ради формального создания плана ( под кредит, под инвестиции и т. п.), является пустой тратой времени и средств. Оно должно основываться на заинтересованности, на понимании того, что любой бизнес скрывает множество возможностей и перспектив. Только такой подход позволяет превратить планирование не только в эффективный метод управления, но и сделать его процесс увлекательным и пизнавальним.
Повышение эффективности управленческой деятельности посредством планирования делового развития является внутренней потребностью фирмы. Но, по несомненной ее важности, не надо забывать о внешней потребность в формировании бизнес-планов. Без заключения грамотно разработанных планов развития дела невозможно надеяться на получение необходимых инвестиций, поиск наиболее надежных партнеров, привлечения к бизнесу новых спиввласникив.
Высокая плановая культура неразрывно связана с непрерывным характером делового планирования. Оно означает, что продуктом планирования является управленческое решение. То есть каждое решение должно быть обдуманным. Причем это не означает обязательного выполнения всех процедур планирования. Будучи результатом работы мозга, планирования активизирует его деятельность, в результате чего эффективные решения появляются на уровне пидсвидомости.
Таким образом, эффективное управленческое решение может быть как прямым, так и побочным продуктом непрерывного процесса планирования. Так рождаются новые идеи, проходят необходимые стадии обоснования и по которым принимаются конкретные управленческие решения. Схематически это показано на рис. 2.3.
Эта схема отличается от известных последовательных схем принятия управленческих решений типа " проблема - процесс принятия решений - управленческие решения "или" цель - планирование - план - управленческие решения "большей гибкостью и основательностью. действительности последовательный порядок принятия эффективных решений непрактичный, а в теоретическом плане бесполезен, потому что подменяет творческий процесс функциональной схемою.
Если проводить аналогию с другими творческими видами деятельности, например с конструированием, то и здесь мы находим подтверждение нашей схемы принятия решений. Конструктор, создавая новый механизм, никогда не начинает с чертежей (по аналогии с бизнесом - плана). Образ нововведения спочатку
рождается в его голове, а чертежи нужны прежде всего для того, чтобы объяснить другим свою идею и дать другим указания по созданию нововведення.
Формирование высокой культуры планирования - задача не из легких. Оно требует настойчивости и решительности. Не каждый специалист способен воспринять требования относительно оценки его труда в неформальном виде. Внутренняя потребность в деловом планировании появляется с годами. его надо стимулировать, поддерживать и ни в коем случае не наказывать за неудачи. Выговоры заслуживает лишь пассивность в высказывании идей и просчетов возможности их воплощения в життя.
Исследованиями известных специалистов и практиков подтверждается существование тесной зависимости между уровнем плановой культуры и достижениями в бизнесе.
2.3. Понятие и характеристика делового цикла | 3. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ДЕЛОВОГО ПЛАНА |