2.3. Понятие и характеристика делового цикла

Как было выяснено выше, продуктом делового плана является модель будущего бизнеса в условиях внедрения бизнес-идеи. Итак, план должен быть комплексным, а потому следует системно рассматривать все стадии формирования продукта бизнеса - от маркетинга и к распределению прибыли. Совокупность этих стадий называется деловой цикл.
Соблюдение в деловом плане логики делового цикла обеспечивает уровень его обоснованности и реалистичности, обеспечивает комплексность при рассмотрении и проектировании возможных ситуаций и соответствующих реакций на них. Согласно деловым циклом план должен учитывать последовательность воспроизведения бизнесом собственных функций согласно схеме, приведенной на рис. 2.1.
Каждый из приведенных этапов соответствует определенной функции бизнеса. Задачей делового планирования является изучение вариантов осуществления этих стадий в условиях реализации бизнес-идеи и выбор наиболее рационального из них. Приведем основные характеристики и требования к описанию стадий делового циклу.
Маркетинг в деловом цикле - это деятельность, направленная на создание спроса. При его осуществлении принимается решение о наборе товаров (услуг), с которыми фирма выходить на рынок с целью получения прибыли от продажи их, а также необходимые для этого формы его реализации. Особенностью этой стадии делового цикла является ее тесные связи с внешней средой, прежде всего рыночным попитом.
Маркетинговая стратегия фирмы должна постоянно приспосабливаться к требованиям конкретной рыночной ситуации. Поэтому она имеет очень тесные связи со стадией "Продажа". После получения важной информации об эффективности маркетинговой стратегии вырабатываются требования к стадиям делового цикла, предшествующих продаже, на предмет выполнения требований рынка, которые оказались на маркетинговой стадии.
Заказ - это сложившаяся производственная программа, целью которой является отбор номенклатуры производства товаров, которые, по выводам маркетологов, будут иметь коммерческий успех. При этом отрабатываются преимущественно экономические варианты осуществления производственной деятельности, а также технико-экономические параметры продуктов, в которых заинтересован конкретный споживач.
Закупка - это деятельность по материально-техническому обеспечению производственного процесса. При осуществлении этой стадии решаются не только вопросы своевременности поставок, но и их экономичность, надежность. Здесь важны как техническая составляющая - качество поставляемых материалов, так и финансово-экономическая - экономичность закупки, оптимизация запасив.
Стадия "Производство" включает целый комплекс организационных и технических мероприятий для изготовления товаров (услуг). Сюда также можно отнести непосредственно технологию производства, содержание и эксплуатацию основных фондов, управление производственным персоналом, контроль качества и т.д.. На этой стадии формируется производственная себестоимость продукту.
Следующей стадией делового цикла является создание необходимых запасов готовой продукции. Важной задачей менеджмента на этой стадии является оптимизация объемов запасов готовой продукции для своевременного выполнения заказов потребителей и одновременно недопущения затоварення.
На стадии "Продажа" обеспечивается налаживание рациональных взаимоотношений с потребителями. Здесь обосновываются взаимовыгодные договорные условия, осуществляется юридическое сопровождение договорного процесса, разрабатываются наиболее рациональные схемы продажу.
Следующая по продажам оплата продукции (услуг) содержанием стадии "Счета". На ней осуществляются такие мероприятия менеджмента дебиторской задолженности, ликвидности и финансового планирования. Квалифицированное управление на этой стадии позволяет не допускать случаев неплатежеспособности предприятия, обеспечивать достаточный объем денежных потоков. Кроме того, на этой стадии должно быть поставлен заслон от возникновения "необязательных" расходов благодаря их анализа и сопоставлению с ожидаемыми денежными надходженнями.
Прибыль - завершающая стадия делового цикла. После его фактического получения решаются проблемы хранения средств фирмы через инвестирование в развитие производства, повышение технической оснащенности, наращивание уставного капитала, пополнения собственных оборотных средств, осуществления рациональной дивидендной политики. Одним из элементов управления на этой стадии является налоговое планирование, ставит целью увеличение массы чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. При этом уплата налогов должна быть в размере не больше, чем это возможно по нормам действующего законодавства.
Главной задачей управления деловым развитием предприятия является обеспечение единства целей. Это важно потому, что на отдельных этапах определенные цели могут заходить в противоречие с глобальной целью деятельности фирми.
Например, осуществление эффективной производственной деятельности требует четкой ритмичности. Это приводит к желанию сформировать большой объем производственных запасов. Однако при этом значительно снижается оборачиваемость оборотных средств из-за необходимости обеспечения повышенного объема сырья, материалов и товаров. В результате снижается уровень платежеспособности фирмы со всеми негативными последствиями, вытекающими из цього.
С точки зрения увеличения массы денежных потоков и повышения уровня ликвидности желательно получать от покупателей предоплату. Однако такое требование, как правило, снижает количество потенциальных потребителей, а следовательно, сокращает возможный объем продаж. В результате ни о каком увеличении денежных потоков не может быть и мови.
Подобные примеры можно приводить по каждой из стадий делового цикла. Абсолютизация любой из частных целей неизбежно будет заходить в противоречие с другими частными целями других стадий делового цикла. В конечном итоге это, безусловно, отразится и на конечном результате деятельности фирми.
При осуществлении делового планирования очень важно обеспечивать его комплексность. Каждая из стадий делового цикла используется в формировании как результатов, так и расходов фирмы. Обеспечения этого требования решается при соблюдении логики делового планирования и порядка формирования делового плана.
2.2. функции планирования делового развития фирмы 2.4. Понятие культуры планирования делового развития