3.4. порядок разработки деловых планов

Напомним, что структура, приведенная в предыдущем пункте, уместна с точки зрения ознакомления с результатами делового плана, так как она соответствует структуре делового цикла. Однако это не означает, что и его разработка должна происходить по той же последовательностью. Зачастую формирование отдельных разделов осуществляется параллельно и имеет циклический характер.
Порядок разработки бизнес-плана приведены на рис. 3.2.
Как видно из рисунка, отсутствует четкое указание на первоначальный Раздел. Действительно, схематичность делового планирования не имеет принципиального значения (например, сначала изучение рынка, после этого разработка продукта и т.д.)., Как и практического пидтвердження.
На самом деле план начинается с разработки идеи. А она может возникнуть в любой фазе делового цикла. Идея может касаться самого продукта, способа его продажи, организации производственного процесса, сервисного обслуживания тощо.
Формулироваться идея должна таким образом, чтобы из нее можно было сформировать задачи для дальнейшей разработки бизнес-плана. Возможен такой вариант изложения идеи.
пример описания коммерческой идеи
Основной коммерческой идеей будущего проекта является выход на рынок с новым продуктом - мужским кожаным ремнем, сделанным из второсортной кожевенного сырья по итальянской технологиею.
В условиях резкого роста цен на кожевенное сырье значительно повысилась себестоимость кожгалантерейной продукции фирмы. В условиях стабильности рыночных цен и высокого уровня конкуренции это приводит к падению показателей прибыльности бизнеса. Время на рынке появился новый продукт, происхождением из Италии, который, несмотря на большие расходы, связанные с его импортом, характеризуется конкурентной цене и стабильным спросом со стороны споживачив.
Изучение свойств этого продукта позволяет сделать выводы, что на его производство используют второстепенную кожевенное сырье (спилок), а высокие потребительские качества достигаются за счет использования современных технологий нанесения искусственного слоя, используя известные технологии и химические материалы (лаки, краски, эмульсии). Это дает возможность сделать выводы, что освоение технологии фирмой не только способствовать повышению прибыльности бизнеса, но и создаст условия для роста благодаря расширению рынков збуту.
Рассмотрим степень влияния идеи на все стадии делового цикла. При этом происходит процесс дальнейшей доработки идеи исходя из новых знаний о рынке, конкурентах, поведение покупателей и возможные технологии производства продукта. На этом этапе лучше предусмотреть максимум возможных вариантов для того, чтобы в будущем иметь возможность выбора найрацио-нальниших с них.
Т.е. сформирована основная идея проекта позволяет создать своеобразное технико-экономический заказ или задачи на дальнейшую разработку делового плана. Дальнейшие шаги разработки плана приведены в табл. З.1.
Из таблицы видно, что согласно рассматриваемого порядка разработки сначала формируются те части делового плана, которые касаются непосредственно его продукта (рис. 3.2). Это маркетинг-план, товарная политика фирмы и производственный план. В совокупности их иногда называют содержательной частью делового плану.
Формируя план нельзя забывать, что любая описываемая действие требует определенных затрат. И если к любому разделу плана включается конкретная схема ведения бизнеса, то она обязательно должна сопровождаться оценкой (калькуляция, сметы) затрат, которые затем собираются вместе и при разработке финансового раздела сопоставляются с возможными надходженнями.
Так по результатам разработки содержательных разделов делового плана формируются следующие виды смет и калькуляций (табл. 3.2).
После завершения разработки первого варианта (или вариантов) содержательных разделов делового плана выясняется, соответствует предложенным изменениям действующая система управления и собственности. Этот вопрос обосновывается в разделе 3 учебника. После его решения при формировании новой схемы управления обновленного бизнеса разрабатываются сметы общехозяйственных и административных витрат.
Итак, когда будут определены все запланированные поступления и расходы по первому варианту плана, тогда можно переходить к расчетам ожидаемых финансовых результатов проекта. Далее при освещении каждого раздела бизнес-плана будут рассматриваться конкретные средства упорядочения их расчетной части в условиях использования программных продуктов, предназначенных для делового планирования. Общий порядок использования программных продуктов будет рассмотрен в следующем параграфе. Сейчас расчет финансовых показателей плана осуществляется фактически автоматически по завершении всех указанных процедур, полученная информация вносится в базу данных. Таким образом, есть возможность сразу узнать, к чему ведет разработана модель организации бизнесу.
В результате первого сравнение поступлений и расходов зачастую оказывается, что эффективность реализации проекта не удовлетворяет предпринимателя. В этом случае необходим анализ полученного варианта финансовых потоков на предмет выявления наиболее кризисных точек в формировании расходов и поступлений. Они могут находиться на различных стадиях делового циклу.
Например: по результатам выполненных в финансовом разделе бизнес-плана расчетов, в конкретном плановом периоде объем денежных поступлений ожидается в размере 400 тыс. грн, а расходы - 450 тыс. грн. Понятно, что такая ситуация недопустима. Для устранения выявленного несоответствия необходимо еще раз вернуться к тем разделам плана, где формируются указанные расходы и поступления. их необходимо проанализировать с точки зрения возможной корректировки для достижения положительного размера денежных потоков. При анализе выяснилось, что в этом периоде запланировано некоторое снижение объема продаж в результате проведения льготной продажи продукции с целью рекламы. После совещания с маркетологами период проведения этой акции было решено сократить с одного месяца до 15 дней, а процент снижения цены уменьшить с 25 до 18. По расчетам, это даст увеличение денежных поступлений по сравнению с первоначальным вариантом в размере 12 тыс. грн.
Параллельно с этим специалисты, которые разрабатывали производственный раздел плана, обнаружили, что повышенные расходы в этом периоде обусловлены работами по капитальному ремонту производственного помещения стоимостью 82 тыс. грн. После внимательного просмотра этой плановой события было решено, что договор со строительной организацией следует заключить только на ремонт крыши, вместо отделки фасада облицовочной плиткой остановиться на более дешевом варианте - окраске, а от предполагаемого перепланировку помещения с целью выделения части площади под кабинет начальника производства пока отказаться. В результате плановый размер расходов уменьшился на 37 тыс. грн.
Свои предложения внес и коммерческий директор. Он провел переговоры с поставщиками оборудования и добился изменений в контракте на приобретение дополнительного оборудования в сторону уменьшения размера предоплаты с 50 до ЗО% от стоимости поставки. А от того, что срок проведения предварительной оплаты по контракту приходился на рассматриваемый проблемный период, объем планируемых расходов в нем снизился на 18 грн.
Финансовый менеджер предложил изменить схему начисления дивидендов по поквартальной, начиная с первого года осуществления проекта, на более приемлемую для финансов предприятия. Первый год - по итогам года, второй - по итогам за полугодие, третий и далее - по итогам за квартал. Представленные расчеты показывают, что такая схема позволит сохранить в составе оборотных средств фирмы дополнительно 9 тыс. грн. Кроме того, было предложено изменить предусмотренную схему создания дочернего предприятия. По расчетам, согласованные с юристом фирмы, вместо создания нового предприятия использования совместной деятельности без создания юридического лица даст экономию административных расходов в размере 13 тыс. грн.
Не остался в стороне и директор фирмы. Он принял решение отказаться от планируемого приобретения новых лазерного принтера и факса, а также остановился на более дешевом варианте замены офисной мебели. При этом размер экономии составил 17 тыс. грн.
Анализируя все предложения, нетрудно подсчитать, что дефицит средств - 85 тыс. грн - удается перекрыть дополнительными доходами в сумме 106 тыс. грн.
Такие действия необходимо повторять, пока итоговые ожидаемые результаты окажутся приемлемыми как для предпринимателя, так и для предполагаемого инвестора. Если такого результата не удается достичь, то от дальнейшей работы с планом лучше видмовитися.
При разработке делового плана его финансовый раздел является своеобразным катализатором, который оценивает возможность осуществления и качество плановых решений. Поэтому для формирования дееспособного делового плана большое значение имеет анализ полученных общеэкономических и финансовых показателей и коэффициентов. их тщательный и квалифицированный анализ позволяет выявить узкие места плана и сравнить варианты процесса внедрения бизнес-идеи. Чем больше вариантов будет просчитано и чем чаще в ходе разработки плана обращаться к анализу форм финансового раздела бизнес-плана, тем качественнее будет деловой план.
После составления всех рассмотренных разделов делового плана следует переходить к разделу, который посвящен описанию компании и бизнеса. Смысл именно такого порядка определяется тем, что этот раздел предназначен только для нужд инвесторов, т.е. включается только во внешней бизнес-план. По этим материалам во многом формируется мнение инвестора о способности команды решать поставленные деловым планом.
И это понятно. Обещания будущих доходов - дело довольно неплохая, но только при условии, что она подкрепляется достижениями, которые можно продемонстрировать. То есть материал этого раздела должен предоставить доказательства того, что ретроспектива деятельности фирмы, ее потенциал и накопленный опыт позволяют надеяться, что задача этого делового плана могут быть выполнены из желаемым качеством и в установленные термин.
Завершающим этапом составления бизнес-плана является написание резюме. Фактически оно является своеобразным вступлением к поданного материала. Понятно, что для него должны быть отобраны наиболее выигрышные места со всех роздилив.
При подготовке резюме необходимо помнить, что именно этот раздел зачастую оказывается первым и последним для предполагаемого инвестора в случае его неудачного написания. Чаще всего бизнес-план, который рассматривается, является далеко не единственной возможностью для него относительно вложения денежных средств. Поэтому, подавая на рассмотрение бизнес-план, надо помнить о наличии возможного конкурента. Если инвестор, который вас интересует, проявит интерес к одному из многих других проектов, вам останется отложить свои намерения на долгий срок. Для того чтобы предотвратить это, необходимо всемерно поддерживать его заинтересованность в проекте, который разрабатывается. От первого впечатления зависит очень многое, и прежде всего то, он и дальше рассматривать ваш бизнес-план. В этом случае вы по крайней мере будете в состоянии защищать свой план и разъяснять непонятные места в проекте, пропонуеться.
Как вывод можно указать, что резюме нужно составлять так, чтобы в нем были освещены следующие моменты:
обстановка на рынке с точки зрения желательности для покупателей при реализации идеи, которая предлагается;
сущность коммерческой идеи;
возможность выполнить требования по реализации бизнес-плана;
основные исходные данные проекта;
распределение участия инвестора и владельцев бизнеса в реализации проекта
возможности для снижения риска инвестора в случае невдачи.
Некоторые из предпринимателей предлагают давать резюме, подготовленное для печати, своим хорошим знакомым. Как правило, они понимают природные особенности конкретного бизнеса не более, чем потенциальный инвестор. Поэтому интересно, вызовет у них ваша идея определенный интерес. Если так, то можно считать, что резюме составлено по крайней мере непогано.
Соблюдение правильного порядка составления бизнес-плана во многом зависит от организации процесса планирования на фирме. Здесь возможны два варианта. Первый связан с выделением службы или специалистов, занимающихся только планированием. Второй предполагает осуществление функций планирования всеми специалистами с выделением координатора этого процесса - генерального или финансового директора. Преимущества и недостатки этих схем приведены в табл. 3.3.

3.3. типовые структуры деловых планов 3.5. программные средства составления деловых планов