6.7. порядок заполнения регистров производственного плана в среде "Project Expert"

Программный продукт, который рассматривается, позволяет в значительной степени сократить рутинные операции расчетов показателей производственного раздела делового плана и формирует условия для проведения многовариантных расчетов моделей организации будущего бизнеса. После заполнения всех необходимых регистров можно легко корректировать один или несколько из них и, активизируя функцию "Пересчет", за считанные секунды получить конечные результаты эффективности плана. Кроме того, алгоритмом программы предусмотрено сообщения о некоторых важных логические ошибки, например, несоответствие даты начала продаж производственному циклу, недостатка объема производства и запасов для обеспечения планового объема продаж тощо.
Базовая информация по производственному раздела содержится в блоках "Инвестиционный план" и "Операционный план". Регистры этих блоков не связаны друг с другом, что допускает параллельное их заповнювання.
Блок "Инвестиционный план" включает следующие разделы:
"Календарный план";
"Список активов";
"Ресурсы";
"Текстовое описание".
В разделе "Календарный план" сосредотачивается вся информация, касающаяся приобретения и условий эксплуатации материальных и нематериальных активов, которые создаются во время выполнения делового плана. их изложение в виде календарного графика работ определяется тем, что такая форма позволяет привести планы по осуществлению инвестиций в соответствии с планами производства и продаж. То есть если в разработанном плане-графике выполнения работ по приобретению и подготовке к эксплуатации основных фондов определено, что весь их комплекс будет проведено до 20 марта, то производство никак не может начаться, например, 1 березня.
При активизации клавиши "Календарный план" на экране появляется пустая форма графика работ, состоящий из двух частей. Первая содержит характеристики этапа, отражены в следующих графах:
"Номер этапа";
"Наименование этапа";
"Продолжительность этапа в днях";
"Дата начала этапа";
"Дата завершения этапа";
"Ответственный";
"Стоимость в гривнах";
"Стоимость в долларах США".
Вторая часть графика состоит из граф соответствующих периодов с даты начала реализации проекта до его завершения. Эти даты определяются в модуле "Проект", порядок формирования которого было раскрыто ранише.
Чтобы занести новый этап графику, надо нажать на клавишу с соответствующим названием. В результате появляется окно с названием "Редактирование этапа проекта" с показателями, которые определены вище.
При заполнении регистров особое внимание следует уделить установлению реальных сроков начала и продолжительности этапов работ, а также их логической последовательности. Например, монтаж оборудования не может начаться раньше, чем оборудование поступило от поставщика и выполнении необходимые работы по ремонту помещения. В табл. 6.8 приведен пример формирования входной информации для построения календарного плана робит.
После заключения этого графика работ станет известна дата начала производства. В нашем примере это 21 апреля. С учетом предположений относительно проведения отдельных работ в плане устанавливается его начало - с мая мисяця.
Кроме того, окно содержит два регистра "Этап является активом" и "Статус этапа". Первый предназначен для характеристики параметров учета и функционирования актива. Если не ставить отметку у первого регистра, это воспринимается программой как другие первоначальные затраты, то есть те, которые переносятся полностью на себестоимость в соответствующем периоде. В противном случае становится доступной опция "Характеристики", а соответствующие расходы воспринимаются программой как, направленные на приобретение материальных или нематериальных активив.
Эта опция предназначена для амортизации и дополнительных действий с основными средствами при реализации делового плана, что нужно для корректного учета операций с основными средствами в подсчетах доходов и заключении планового баланса. Порядок действий при этом таков:
Выбирается тип актива из следующих меню: земля, здания и сооружения, оборудование, предоплаченные расходы, другие активы. Эти регистры используются программой для формирования балансов по периодам реализации делового плану.
Устанавливаются условия амортизации. Программой предусмотрена возможность установки различных схем амортизации: линейной, ускоренной, амортизация по остаточной стоимости, отнесения амортизации на конкретные продукты, индивидуальная схема амортизации. С точки зрения корректного подсчета налогов нужно остановиться на той схеме, которая принята в налоговом законодательстве. Действующее в Украине законодательство по налогообложению прибыли предполагает линейную схему начисления амортизации, которая известна по курсу бухгалтерского учета. В нашем случае (табл. 6.8) действия 2, 3, 4, 5 относятся к первой группе с годовой нормой амортизации 5%, а этапы 1 и 6 - к третьей с годовой нормой амортизации 15%. Чтобы задать программе порядок расчета амортизационных отчислений, нужно провести обратный расчет срока ликвидации. Для основных фондов 1-й группы он составляет 240 месяцев (1: 0,05 • 12), а 3-й - 80 мисяцив.
Устанавливается регистр отражения расходов в кэш-фло. Если его не заполнять, денежные потоки формируются таким образом, как приобретение за денежные средства в тот период, который признан планом-графиком осуществления соответствующих работ. Вместе с тем условиями выполнения делового плана могут быть другие предусмотрены средства приобретений, например лизинг или отсрочка платежа на длительный срок. В этих случаях нужно установить флажок в окошке "Не показывать в кэш-фло", а конкретные условия расчетов денежных потоков установить в модуле "Финансирование", который будет рассмотрен нижче.
Устанавливается порядок списания НДС, учтен в стоимости инвестиционных затрат. Этот регистр заполняется согласно требованиям действующего налогового законодательства. Если этапы инвестиционного плана предусматривают обычные условия приобретения за денежные средства, то нужно установить период, за который дебетовое сальдо НДС будут учтены в расчетах этого налога. Сейчас это один месяц. В случае приобретения без права возмещения НДС (например, если фирма не является плательщиком НДС) или выполнения отдельных этапов собственными силами (например, ремонт арендованного помещения по 3-м этапом) устанавливается порядок списания НДС на амортизационные витрати.
Устанавливаются дополнительные условия использования и эксплуатации активов в период реализации делового плана. Это возможный его продажу в плановом периоде и дополнительные инвестиции на его поддержание в надлежащем состоянии. Последнее определяется нормами использования оборудования, которые могут потребовать определенных затрат на его модернизацию согласно условиям эксплуатации. Например, если разрабатывается деловой план по созданию фитнес-центра, то в технической документации на тренажеры, будут приобретены у производителя, указано нормы их безопасной эксплуатации. Согласно им каждые два года нужно проводить модернизацию оборудования. Производитель сам осуществляет эти сервисные услуги, а их стоимость в среднем составляет 15% от первоначальной стоимости. Остается только внести эти данные в окно, которое следует после активизации кнопки "Дополнительные инвестиции".
После выполнения всех этих действий, разработан инвестиционный план выглядит так, как показано в табл. 6.9. Эту таблицу в виде диаграммы Гантта можно отдельно напечатать и использовать в целях контроля за проведением инвестиционных етапив.
Чтобы удостовериться в том, что все данные инвестиционного плана учтены в финансовых расчетах, нужно активизировать опцию "Пересчет плана".
Следующим этапом проведения расчетов делового плана является заполнение регистров модуля "Операционный план".
Прежде всего надо сформировать перечень материальных ресурсов, которые будут использоваться при производстве продукта. Это делается нажатием на клавишу "Материалы и комплектующие". В результате появляется окно с данными о номенклатуре и условия материально-технического обеспечения производства. То есть здесь формируется исходная информация, которая определяется при разработке производственного цикла и других параметров данного раздела делового плана. Конкретные условия поставок можно определить по каждому виду материальных ресурсов. Имеющиеся регистры входной информации, содержащиеся в этом разделе, приведены в табл. 6.10.
После формирования перечня материалов следует начать формирование плана производства. Активизируя модуль "План производства" открывается окно, где перечислены определенные выше продукты, которые собственно и являются продуктами делового плана. Значок напротив конкретного товара означает, что ему отвечают данные о расходах, которые будут формироваться ниже. Эти расходы являются прямыми и рассчитываются на единицу продукции.
Группами прямых производственных затрат, учитываемых в этом модуле, являются:
материалы и комплектующие;
сдельная зарплата;
другие расходы;
втрати.
Формирование калькуляции по каждой группе прямых затрат возможно двумя способами. Первый заключается в ручном исчислении калькуляции и учете итоговых данных в дальнейших расчетах. В этом случае нужно активизировать опцию "Суммарные прямые издержки" и заполнить их показатель в соответствующем виконци.
Вторым способом является детальный подсчет калькуляций. Эта возможность открывается, если активизировать опции "Описание материалов и комплектующих по материальных затрат", "Список операций по сдельной зарплаты", "Список расходов по прочим расходам". Формирование калькуляции в части материальных затрат происходит путем выбора их из списка, который был составлен раньше, и указанием на соответствующую им норму витрат.
Если план касается производства относительно сложного продукта, на которое используется несколько ресурсов, а технологический процесс включает несколько стадий, более целесообразно воспользоваться вторым способом. Если в ходе технологических испытаний окажется, что в процесс изготовления продукта нужно внести определенные коррективы, то отредактировать показатели делового плана не составит большого зусиль.
Последней опцией, которую следует сформировать в производственном разделе делового плана, есть график производства. Для большинства деловых планов подходит его автоматическое формирование. При этом следует активной функцию "Неограниченное производство". Эта возможность открывается, если нажать на клавишу "График производства".
Во неограниченным производством следует понимать, что его объем определяется только объемами продаж, которые планируются, и установленными ранее (при разработке товарной политики) нормами запаса готовой продукции. Далее процесс расчета плана происходит автоматически.
6.6. определение уровня операционных расходов 7. ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И СОБСТВЕННОСТИ