9.2. анализ рыночной устойчивости предприятия
Средства управления финансами предприятия, ценообразование маркетинговой деятельности, приемы налаживания взаимоотношений с партнерами не является тайной для многочисленных предпринимательских структур, которые работают на конкурентном рынке. Но почему же, применяя те же средства работы, различные фирмы могут достигать противоположных результатов? Основная причина этого явления кроется в ошибочной оценке входного уровня, положения на рынке и перспектив развития, то есть в том, что объединяется в понятие "экономический анализ".Кроме высокой информативности о фирме - исполнителя проекта, приведен в бизнес-плане анализ ее прошлой деятельности свидетельствует определенной степени об уровне профессиональной подготовленности экономистов фирми.
Главной задачей этой части делового плана является демонстрация ее устойчивого положения на рынке. Это важно в связи с естественным желанием инвестора вложить деньги в дело, не перегружена бременем проблем, ранее сформувалися.
Рыночная устойчивость предприятия - комплексное понятие, определяется влиянием ряда факторов. Чтобы выстоять в стихии рынка, деятельность фирмы должна быть достаточно эффективной, стабильной и иметь высокую платежеспособность. Сказанное означает, что для анализа рыночной устойчивости фирмы принята система показателей, сгруппированных по следующим категориям:
показатели эффективности;
показатели стабильности;
показатели ликвидности.
Показатели эффективности предпринимательской деятельности измеряют доходность фирмы и способность использовать активы. Возможность фирмы получить не только выручка от продажи, но и прибыль характеризуют показатели прибыльности продаж. Различают показатель валовой прибыльности (брутто-при-бутковисть) и нетто-доходности продаж. Валовая доходность продажи показывает, какая часть единицы продаж (в стоимостном выражении) требуется на покрытие операционных и других расходов, включая податки.
Например, если в течение двух лет ежегодный нетто-доходность продаж составляет 10%, то это мало о чем свидчить.
Но если время валовая прибыльность продажи выросла с 15 до 20%, это означает, что увеличение ее операционных и других расходов равно увеличению цин.
Причиной снижения валовой прибыльности продаж может быть увеличение затрат на производство продукции одновременно с увеличением объема ее продажи. А это в свою очередь является или следствием снижения цен на товары фирмы, или следствием падения эффективности ее дияльности.
Коэффициент оборачиваемости активов характеризует способность фирмы производить и реализовывать товары на основе имеющихся активов. Он показывает, сколько единиц реализации приходится на каждую единицу средств, вложенных в активи.
Чем выше оборот, тем лучше используются активы фирмы. В розничной торговле размер этого показателя может достигать 5-6 раз. Вместе капиталоемкая фирма, например электроэнергетическая компания, может иметь оборачиваемость активов меньше 1.
Этот показатель необходимо рассматривать вместе с качественными характеристиками деятельности фирмы. Это связано с тем, что большая оборачиваемость активов может быть результатом игнорирования компанией вложений в новое оборудование и отсутствия высокопроизводительных активив.
Показателем, который многими аналитиками считается лучшим индикатором способности фирмы использовать свои активы, прибыльность активов, что еще называется "прибыль на инвестиции" и состоит из двух элементов:
Доходность = Нетто-доходность активов х Оборачиваемость активов;
В промышленном производстве считается нормальной величина этого показателя в пределах 5-10%. Время в банковском деле хорошим считается уровень доходности активов менее 1,0%. Если доходность активов учитывает как прибыль на средства владельца, так и кредиторов, то прибыль на вложения акционеров компании учитывается в другом показателе - доходности капиталу.
Для акционерных обществ важным коэффициентом, характеризующим положение на рынке, является отношение рыночной цены акции к прибыли на одну акцию. Это отношение показывает, какую часть прибыли на акцию фирмы инвесторы хотят за нее заплатить. Этот показатель позволяет оценить намерения относительно перспектив роста акций компании на рынке акционерного капитала и рыночное восприятие уровня риска фирми.
Этот показатель растет, если на рынке становится известно, что перспективы компании относительно ее роста и прибылей улучшаются. Когда состояние фирмы ухудшается или риск ее операций с точки зрения рынка растет, тогда этот показатель, как правило, знижуеться.
Важным фактором рыночной устойчивости фирмы является ее стабильность. Оценка стабильности составляет наиболее важный и сложный этап комплексного анализа экономического состояния фирмы. При этом используется значительная совокупность показателей, среди которых наибольшее распространение получили следующие:
задолженность кредиторам;
задолженность рабочим и владельцам;
уровень финансового левериджу.
Достигнут фирмой уровень финансового левериджа соответствует фактическому соотношению между пассивами фирмы и обязательствам и рассчитывается на основе первых двух показателей стабильности.
При оценке уровня ликвидности различают две группы показателей: коэффициенты краткосрочной и долгосрочной ликвидности. С учетом действующей в Украине терминологии и построения статей баланса эти показатели можно рассчитать так: текущий коэффициент, или коэффициент покрытия, характеризующий отношение текущих активов (оборотных средств) к краткосрочным обязательствам. Он широко используется как общий индикатор платежеспособности фирмы и возможности погасить первоочередные платежи.
Коэффициент покрытия задолженности баланса дает возможность установить, покрывают ликвидные средства сумму краткосрочных обязательств, благодаря чему подтверждает не только степень постоянства структуры баланса, но и способность фирмы полностью рассчитываться по своим краткосрочным долгам, существенной мере определяет кредитоспособность позичальника.
Приемлемые значения этого показателя в размере 2-2,5, но не менее 1,0 зависят от отраслей, поскольку в разных областях разные требования к работающему капиталу.
На первый взгляд, увеличение этого коэффициента свидетельствует о росте возможностей фирмы оплачивать рахунками.
Однако не следует делать поспешных выводов, поскольку в этом показателе не учитывается структура оборотных средств, т.е. ликвидность отдельных компонентов текущих активив.
Компания, в которой текущие активы состоят преимущественно из наличных и дебиторской задолженности, считается более ликвидным, чем та, где доля материальных запасов значительна. Это объясняется тем, что денежными средствами или векселем можно гораздо быстрее погасить долги, чем средствами, вложенные в запасы. Поэтому более точную оценку платежеспособности фирмы в краткосрочном периоде дадут значения коэффициентов критической оценки и терминовости.
Сумма нетто-работающего капитала показывает, способна фирма выполнить свои краткосрочные обязательства за счет денег, находящихся на ее счетах и непосредственно в кассе, а также за счет активов, которые легко реализуются. Она рассчитывается как разница между текущими активами и текущими пасивами.
Нетто-работающий капитал = Краткосрочные активы - краткосрочные пасиви.
Интерпретация коэффициентов платежеспособности базируется на том, что дебиторская задолженность ликвидная, то есть инкассируется своевременно. Так бывает не всегда. Большая дебиторская задолженность способствует увеличению текущего коэффициента критической оценки фирмы. Время значительная часть дебиторской задолженности может долго не погашаться, а иногда и просто быть безнадежной. Итак, значения показателей может давать представление об удовлетворительной ликвидность фирмы. Поэтому необходимо оценить и ликвидность дебиторской заборгованости.
Для этого используются показатели оборачиваемости по расчетам (или просто оборачиваемость дебиторской задолженности).
Коэффициент оборачиваемости по расчетам исчисляется как отношение общего объема реализации к средней суммы дебиторской заборгованости.
Данными для ее расчета могут служить внутренние финансовые отчеты составляются ежемесячно. В разумных пределах, чем больше количество оборотов, тем лучше. В этом случае фирма быстрее получает оплату за рахунками.
Число оборотов зависит от условий товарного кредита. Поскольку его срок обычно устанавливается в днях, то этот коэффициент целесообразно преобразовать в средний срок погашения дебиторской задолженности. Это осуществляется посредством распределения длительности отчетного периода в днях (обычно 365 дней) на коэффициент оборачиваемости за розрахунками.
Коэффициент оборачиваемости по расчетам, составляет около 9,0, считается в западных фирмах типичным среднегодовым. В этих условиях средний срок погашения счетов дебиторов составляет примерно 41 день.
Однако наиболее полезным является сравнение размера этого показателя с нормативом, установленным фирмой. И если средний срок погашения кредита превышает норматив на несколько недель, необходимо принимать меры для исправления ситуации.
На ликвидность фирмы косвенно влияют и материальные запасы, поскольку отвлекают средства на их создание. Однако уровень этих запасов позволяет обеспечивать производственно-хозяйственную деятельность, необходимо рационально использовать. Показателем того, насколько эффективно фирма распоряжается своими вложениями в товарно-материальные запасы, является коэффициент оборачиваемости товарно-материальных запасов.
Себестоимость реализованной продукции используется в числителе вместо выручки от продажи том, что именно она характеризует общую сумму товарно-материальных ценностей, которые реализовались за отчетный период. Чем меньше размер запасов и чем быстрее они вращаются, тем меньше денежных средств у фирмы в них "омертвело". Поэтому компании обычно стараются максимизировать этот коефициент.
Анализируя этот показатель, надо обязательно рассматривать тенденции его изменения, и если коэффициент оборачиваемости товарно-материальных запасов возрастает непропорционально росту реализации, то он анализироваться особенно ретельно.
Параллельно с коэффициентом оборачиваемости материальных запасов рассчитывается и анализируется период оборота материальных запасив.
Он показывает, через сколько дней (в среднем) запасы превращаются в денежные средства. Чем меньше этот период, тем выше уровень ликвидности фирмы. Для анализа ликвидности кредиторской задолженности рассчитывают два показателя: оборачиваемость и продолжительность кредиторской задолженности. Оборачиваемость кредиторской задолженности показывает, как быстро компания погашает свои обязательства. Это выражается формулою
Оборачиваемость кредиторской задолженности = Стоимость товаров, приобретенных фирмой в течение года в кредит
Однако он уступает в наглядности оценки ликвидности долгов фирмы показателю продолжительности кредиторской задолженности. Последний фактически является обратной величиной предыдущего показателя и рассчитывается так:
Продолжительность кредиторской задолженности =
Количество дней в периоде / g
9.1. общие требования к составлению раздела | 9.3. описание продуктов и услуг |