16.1. общие принципы построения организационных структур управления проектами

Первой задачей, которая решается в проектном менеджменте, является формирование организационной структуры, цель которой - выполнение всего комплекса работ по реализации проекта. В теории и практике управления проектами эти структуры имеют название команды. От правильного подбора команды и выбора оптимальной схемы взаимосвязей внутри нее и в ее окружении во многом зависит успешное окончание комплекса проектных робит.
Под формированием и созданием команды в целом понимается процесс целенаправленного построения особого средства взаимодействия людей в группе, что позволяет эффективно реализовывать их профессиональный, интеллектуальный и творческий потенциал согласно стратегическими целями этой группы (команды). Команда в этом случае определяется как группа людей, взаимодополняющих и взаемоза-минюють друг друга в ходе достижения поставленных цилей.
По содержанию работы команды, создающие что-нибудь новое или выполняют новую работу, которая ранее не производилась, относят к командам проекта (проектные команды). Они имеют временный характер, определяется сущностью проекта как временной специфической организационной формой достижения целей и решения уникальных задач. В организационной структуре крупных проектов и в их менеджменте можно выделить по крайней мере три типа проектных команди.
Команда проекта (КП) - организационная структура проекта, создаваемая на период осуществления проекта или одной из фаз его жизненного цикла. Задачей руководства команды проекта является выработка политики и утверждение стратегии проекта для достижения его целей. В команду проекта входят лица, представляющие интересы различных участников проекту.
Команда управления проектом (КУП) - организационная структура проекта, включающая тех членов КП, которые непосредственно вовлечены в управление проектом, в том числе - представителей некоторых участников проекта и технический персонал. В относительно небольших проектах в КУП могут находиться практически все члены КП. Задачей КУП является исполнение всех управленческих функций и работ в проекте в ходе его здийснення.
Команда менеджера проекта (КМП) - организационная структура проекта, возглавляемая руководителем (менеджером) проекта и создаваемая на период осуществления проекта или его отдельной жизненной фазы. В команду менеджера проекта входят физические лица, непосредственно осуществляющие менеджерские и другие функции управления проектом. К главным задачам команды менеджера проекта принадлежат воплощения в жизнь политики и стратегии проекта, реализация стратегических решений и осуществление тактического (ситуационного) менеджменту.
Деятельность по созданию команд слабо структурирована и не определена. То есть вопрос о выборе той или иной организационной структуры реализации проекта во многом зависит от личности менеджера проекта, отношений между заинтересованными лицами проекта и других факторов. Одновременно можно выделить некоторые общие принципы их построения:
соответствие организационной структуры системе взаимоотношений участников проекта;
соответствие организационной структуры содержания проекта;
соответствие организационной структуры требованиям внешнего окружения;
соответствие целей участников команды задачей проекту.
Построение конкретной организационной структуры проекта должно соответствовать его специфике и стиля руководства менеджера проекта. Главными факторами, которые определяют структуру управления по осуществлению проекта, являются: количественный и качественный состав команды менеджера проекта, содержание проектных работ, интересы заинтересованных сторон проекта. Но в любом случае структура, строящегося должна быть максимально гибкой и не обремененной лишними связями с переходной зоной и внешней средой. В противном случае она теряет мобильность и относительно высокую самостоятельность, являются важнейшими факторами функционирования команды во время реализации проекта.
16. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ 16.2. организационные структуры проекта