2.3. Этика планирования. Личные качества плановика

Планирование - сравнительно новый вид деятельности, и профессия плановика относится к более-менее молодых. В отличие от других профессий (врачи, юристы) плановиков нанимают мощные клиенты (руководитель предприятия, мэр, начальник департамента и т. д.), которые, как правило, имеют широкие полномочия, разбираются в политике и занимаются нею.
Но квалифицированные плановики-профессионалы знают, что они работают не только на хозяина, и не только он оценивает их работу. Они работают и на потребителей продукции (ее качество, цена и т.д.), и на общественность (например, экологические аспекты производства). Плановики, которые стали недобросовестными наемниками, вскоре и обязательно станут известны как таки.
Поэтому в 1981 г. Американский институт дипломированных плановиков принял Кодекс этического и профессиональной подготовки плановиков, в котором отмечается:
- Главнейшей обязанностью плановика является служение общественным интересам;
- Плановик должен тщательно, творчески, независимо и компетентно выполнять свои обязанности в интересах своих клиентов и нанимателей;
- Плановик должен осознавать особую ответственность перед слабозащищенных лицами или гражданами;
- Плановик должен приносить пользу своей профессии;
- Плановик должен говорить правду.
Парадокс планирования заключается в том, что высказывания правды не ведет автоматически к желаемым результатам. Это может привести к затяжным конфликтам, эрозии власти и других непредвиденных и нежелательных последствий. Существуют очевидные границы допустимости гласности. Планирование - это не круглый аквариум, ему вредно полное свитло.
Дилемма планирования заключается в том, что оно не может быть успешным без участия общественности, и вместе с тем - нельзя допустить, чтобы процесс участия заинтересованных лиц доминировал. Секретность в планировании является желанной, ведь процесс прогнозирования будущего непредсказуемый, творческий, основывается на выработке новых идей и использовании новых возможностей и поэтому не может быть полностью открытым и демонстративним.
С другой стороны, чтобы план стал реальностью, у него должны быть в организации сторонники. Следует создать коалицию. Поэтому секретность нужна, пока коалиция находится на стадии формирования. Когда переговоры завершены, наступает время для обнародования плану.
Однако во избежание срыва плана, плановики открывают не все. Им не следует беспокоиться о том, что не проконсультировались с каждым или «наступили кому-то на мозоль». Этическое поведение важна, но надо помнить старую поговорку, что «нельзя сделать яичницу, не разбив нескольких яиц».
Если планирование хочет быть творческим, ему не следует стремиться угодить каждому. Однако оно должно удовлетворить достаточно большое количество людей, если плановики хотят достичь успиху.
Плановикам следует понять, что они не могут рассчитывать на автоматическое принятие их планов. Конфликты при планировании, особенно после обнародования планов - обычное дело. Поэтому плановикам рекомендуется, с одной стороны, быть осторожными, а с другой - учиться разрешать конфликтные ситуации (между агрономической и зоотехнической службами, между технологами и финансистами).
Хотя плановик не вправе принимать решения по вопросам планирования, он является очень важной фигурой в определении содержательного и организационного аспектов планирования. Важность предсказания и документального оформления будущего организации выдвигает ряд серьезных требований к личным качествам плановика. Он должен:
- Быть хорошим теоретиком, обладать навыками абстрактного мышления и в то же время - различными технологиями планирования;
- Обладать качествами дипломата и уметь разрешать конфликтные ситуации;
- Уметь общаться на профессиональном уровне со специалистами различного профиля, работающих в организации: технологами, финансистами, маркетологами и др..;
- Обладать опытом работы в предпринимательской сфере - то в фирме, где он работает сейчас, в другой экономической организации. Желательно иметь опыт управления;
- Быть зрелым, глубоким человеком во всех отношениях: деловом, техническом, личном.
2.2. Организация плановой работы на сельскохозяйственных предприятиях 2.4. Особенности планирования при разных формах хозяйствования