6.8. Порядок учета в жилищно-коммунальных предприятий - плательщиков единого налога
Указом 727 определено субъекты малого предпринимательства , которые могут переходить на упрощенную систему учета - объем выручки от реализации за год не превышает 1 млн. грн. , Численность работающих не более 50 человек в год , кроме банков , страховых компаний , доверительных обществ , а также предприятий , в уставном капитале которых доля учредителей , не являющихся субъектами малого предпринимательства , превышает 25%.
Переходить на упрощенную систему налогообложения и учета могут те коммунальные предприятия , которые отвечают критериям Указа 727 ( это бюро технической инвентаризации , часть ЖО и другие небольшие коммунальные предприятия) . При этом они не должны иметь налоговой задолженности (кроме задолженности по заработной плате и отчислений на социальные мероприятия) и отказаться от всяких расчетов , кроме денежных.
Иногда на местах возникает проблема, связанная с 25% в уставном капитале , потому учредителем государственных коммунальных предприятий является государство. В таком случае необходимо руководствоваться нормами п. 1 Указа 727 ( в редакции Указа 746) , где указано , что переходить к упрощенной формы учета могут предприятия " любой организационно -правовой формы и формы собственности". По этому поводу существуют разъяснения ГНА Украины , в частности , письмо от 29.03.2000 г. № 4408/7/15-1317 .
Еще одна существенная проблема в ЖКХ - плательщиков единого налога - это наличие транзитных платежей. Особенно это касается жилищных организаций , которые получают коммунальные платежи от населения и перечисляют их соответствующим коммунальным предприятиям. Кроме того , при осуществлении ремонтов жилищные организации могут выступать генеральными подрядчиками и перечислять часть полученных на ремонт средств субподрядным организациям. Транзитные поступления не включаются в базу обложения единым налогом , поскольку они не являются выручкой от реализации , а внереализационные доходы не являются объектом налогообложения. По этому поводу существуют разъяснения, в частности , Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства (письма от 18.09.2000 г. № 5-513/3395 , от 24.10.2001 г. № 1-221/6346).
Налоговые органы соглашаются с неналогообложения транзитных поступлений , но не всегда признают поступления генподрядчиков. В частности , в письме от 02.08.2001р . № 5393/5/15-1316 ГНА Украины в пользу такого мнения ссылается на П (С) БУ 25 , где указано , что в статье "Доход" отражается общий доход от реализации. На сегодня этот аргумент уже недействителен , поскольку Министерство финансов Украины внесло изменения в порядок заполнения "Отчета о финансовых результатах" в части исключения из статьи " Прочие вычеты из дохода" перечислений субподрядчикам. Это связано тем , что эти суммы не включаются в доход генподрядчика. В письмах Минфина Украины от 04.10.2000 г. № 053-39136 и от 06.12.2000 г. № 053-29168 (ответ на письмо Госстроя Украины) , учитывая письмо ГНА Украины от 07.11.2000 г. № 14724 / 7/15- 1317, прямо указано , что объектом налогообложения не являются средства , которые передаются третьим лицам.
Ставку налогообложения жилищно-коммунальные предприятия выбирают, как правило , 10%, поскольку суммы налогового кредита у них незначительные , и большая часть услуг предоставляется конечному потребителю , которому не нужна налоговая накладная. Это целесообразно , поскольку по современной трактовке ГНА Украины объекта обложения 6-процентным налогом , он становится невыгодным и нецелесообразным.
Бухгалтерский учет плательщики единого налога ведут согласно Положению [13]. В пунктах 6 и 7 настоящего Положения является некоторое несоответствие - учитывать расходы на счетах класса 8 , а списывать на счет финансовых результатов со счета 23. Многие авторы это трактуют таким образом , что расходы сначала списываются в дебет счета 23. Это целесообразно для предприятий , выполняющих работы , производят продукцию , поскольку в них может быть незавершенное производство. ЖКУ , как и другие предприятия , предоставляющие услуги , часто не имеют незавершенного производства , поэтому для них возможно списание расходов в дебет счета 79 непосредственно со счетов класса 8.
Особенностью учета доходов в ЖКХ - плательщиков единого налога является целесообразность выполнения указанного выше п. 16 П ( С) БУ 15 : для максимального устранения разногласий между начисленными
доходами и полученными на счет в банке бухгалтерские проводки по начислению дотаций и субсидий делать не надо. Эту задолженность необходимо отражать только в аналитическом учете , на небольших предприятиях это не повлечет существенных неудобств. По уплате единого налога с полученных средств , а не начисленных доходов , считаем , что к методологическому решению этого вопроса ЖКУ - плательщики единого налога могут начислять налог согласно Указу 727 без учета разниц , возникающих при этом.
Пример отражения в учете расходов и доходов жилищно-коммунального предприятия - плательщика единого налога представлены в табл. 6.11. В скобках приведены счета , которые может использовать субъект малого предприятия согласно сокращенному плану счетов и упрощенной форме учета (без указания субсчетов).
Таблица 6.11
6.7. Учет аренды государственного и коммунального имущества | Глава 7. УЧЕТ НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ |