4.1. Бизнес -план и его функции

Ежегодно сотни тысяч людей в странах с рыночной экономикой открывают собственный бизнес. Например, в Германии за год создается 540 тыс. новых фирм, а ликвидируется 510 тыс. Статистика свидетельствует, что из 100 фирм, которые начали свою деятельность в один год, в первый год терпят неудачу 20, на второй - 17, а к концу п "пятого года - 67. Итак, на рынке содержатся только 33% фирм. Это происходит в основном из-за неумения большинства предпринимателей планировать свой бизнес. И наоборот, если кому-то удалось с нуля поднять и поставить свое дело, именно благодаря правильному подходу к анализу рынка и планированию своих действий на ньому.
Многих неудач в предпринимательской деятельности можно было бы избежать, если бы предприниматели были к ней лучше подготовлены. И одним из главных элементов такой подготовки как раз и является бизнес-планування.
Бизнес-план - это документ, в котором изложена суть предпринимательской идеи, пути и средства ее реализации, а также дана характеристика рыночных, производственных, организационных и финансовых аспектов предполагаемого бизнеса и особенности его управлиння.
Бизнес-план может быть разработан как для нового предприятия, только создается, так и для уже действующего на очередном этапе его развития. Он выполняет менее 8 основных функций - как внешних (познакомить с предприятием и раскрыть суть его деятельности различным представителям делового мира), так и внутренних, жизненно важных для деятельности самого пидприемства.
Как никакой другой из планов предприятия бизнес-план имеет внешнюю направленность, превращается в своеобразный товар, через продажу которого можно получить максимально возможный выигрыш. Во-первых, на начальном этапе создания бизнеса этот план является основным инструментом коммуникаций между предпринимателем и внешним миром. Он должен убедить будущих поставщиков, покупателей и работников в том, что вы нашли привлекательную идею, что у вас есть обоснованная и реальная программа осуществления вашего замысла. Бизнес-план позволяет стандартизировать процесс ознакомления с предприятием, сэкономить время предпринимателя, упорядочить контакти.
Во-вторых, наличие бизнес-плана - обязательное требование со стороны цивилизованного рынка. Это чисто психологически вызывает ощущение основательности, солидности предпринимательского начинания его владельца. И, наоборот, отсутствие такого плана порождает настораживающе отношение со стороны партнеров, кредиторов и инвесторив.
В-третьих, бизнес-план - это средство привлечения извне капитала, необходимого для развития бизнеса. Он обеспечивает всестороннюю (производственную, рыночную, организационную и финансовую) информацию о предстоящем бизнес и является основой конструктивных отношений с потенциальными инвесторами.
В современных условиях в Украине бизнес-план осуществляет еще одну важную функцию - он является инструментом процесса приватизации государственных предприятий. Здесь он используется для обоснования предложений по приватизации, для определения круга задач, связанных с санацией (оздоровлением) приватизируемых. Бизнес-план входит в состав проспектов эмиссии ценных бумаг, которые публикуются при акционировании экономической организации.
Кроме этих внешних бизнес-план выполняет много важных внутренних функций. Во-первых, планирование - это ключ к успеху в бизнесе. Такой успех определяется тремя главными факторами:
- Правильным пониманием реальной нынешней ситуации;
- Четким определением целей, которых хочет достичь предприниматель;
- Качественным планированием процессов перехода от одного состояния к иншого.
Бизнес-планирование как раз и направлено на решение этих вопросов. То есть бизнес-план - это средство моделирования систем управления новым бизнесом, что позволяет проверить предпринимательскую идею на рациональность и реалистичность еще до ее практической реализации. Ваш проект может не состояться уже на бумаге, но лучше такой неприятный вывод сделать на стадии проектирования, а не тогда, когда на создание фирмы уже потрачено время, средства и усилия пидприемця.
Во-вторых, бизнес-план - это возможность проявить в зачаточном состоянии те проблемы развития предприятия, которые в будущем грозят перерасти в серьезные препятствия и существенно осложнить работу. Многие из обнаруженных в ходе планирования сильных и слабых сторон предприятия вы, возможно, не смогли бы увидеть, если бы не работали над созданием бизнес-плана. Конечно, он не может исключить эти ошибки, но позволяет значительно уменьшить ризик.
В-третьих, составление бизнес-плана позволяет получить инструмент контроля и управления, который обеспечивает планомерное продвижение предприятия к поставленной мети.
В-четвертых, бизнес-план является мощным инструментом самообучения. В процессе его разработки развиваются способности предпринимателя как менеджера, приобретается опыт оценки условий конкуренции, способов продвижения товаров на рынок, использование преимуществ своего бизнеса, финансового планирования, разработки различных сценариев дияльности.
Бизнес-план, как и стратегический план предприятия, охватывает достаточно длительный период, обычно 3-5 лет, иногда больше, однако между ними есть ряд отличий:
если стратегический план включает весь комплекс общих целей фирмы, то бизнес-план только одну из них, а именно ту, которая связана с созданием и развитием определенного бизнеса;
бизнес-план ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий предприятия (стабильности, сокращения, отделения и т. д.);
в бизнес-плане функциональные составляющие (планы маркетинга, производства и т.п.) является, в отличие от стратегического плана, равнозначными частями бизнес-плана;
стратегические планы - это, как правило, планы с горизонтом времени, растет. Бизнес-планы имеют четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные планом цели и задачи должны быть выполнены. Например, бизнес-планом предполагается, чтобы в течение двух лет был Построить и достиг проектной мощности цех по переработке сельскохозяйственного сырья. Таким образом, бизнес-план по своей форме, в отличие от стратегического плана, тяготеет к проекту с его конкретной проработкой и определенной самодостатнистю.
Технико-экономическое обоснование (ТЭО) - это еще один вариант плана развития предприятия. В связи с этим функции ТЭО во многом близки к функциям бизнес-плана. Главным отличием ТЭО от бизнес-плана является то, что ТЭО - специфический плановый документ для создания и развития производственных объектов. Поэтому в структуре ТЭО особый акцент сделан на производственно-технические аспекты проекта, в то время как коммерческие, рыночные проблемы будущего бизнеса остаются почти нераскрытыми.
Методику составления ТЭО разработана комитетом ООН по промышленному развитию (ЮНИДО). Она предполагает следующую последовательность изложения материалов ТЭО:
общие исходные данные и условия;
рынок и мощность предприятия;
материальные факторы производства;
местонахождение предприятия;
проектно-конструкторская документация;
организация предприятия и накладные расходы;
трудовые ресурсы;
планирование сроков осуществления проекта;
финансово-экономическая оценка проекту.
В Украину методику ЮНИДО были использованы при разработке рекомендаций по обоснованию предложений о создании совместных пидприемств.
Бизнес-план, как форма обоснования предпринимательского проекта, постепенно вытесняет ТЭО из сферы плановой деятельности бизнеса. В нем заложены преимущества гибкого сочетания производственного и рыночного, финансового и технического, внутреннего и внешнего аспектов деятельности предприятия.
ГЛАВА 4. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ 4.2. Структура и содержание бизнес-плана