4.4. Оформление и стиль бизнес-плана
Бизнес-план - это своеобразный рекламный документ, что позволяет сделать вывод не только о самом бизнес, но и о его владельце. Поэтому важно не только его содержание, но и внешний вид и стиль. Небрежно оформленный, неграмотно написанный, чрезмерно раздутый или, наоборот, неоправданно сжатый бизнес-план не найдет понимания и поддержки у потенциальных инвесторов делового проекту.Специалисты по бизнес-планированию рекомендуют выполнять следующие правила составления и оформления бизнес-плана:
бизнес-план должен быть легким для восприятия, структурированным по разделам и параграфам, то есть составлен так, чтобы читатель мог быстро найти информацию, которая его интересует. Поэтому за титульным листом должно идти страница содержания;
титульный лист должен быть лаконичным и привлекательным. На нем, как правило, подается следующая информация:
суть предложений (заявка на финансирование, проект сотрудничества и т.п.);
полное название предприятия;
его местонахождение, номера телефонов (телефакса), по которым можно связаться с руководителем предприятия или уполномоченным руководителем лицом;
другие официальные атрибуты предприятия;
дата (месяц и год) составления бизнес-плана;
если бизнес-план предполагается отправлять многим адресатам (банкам, партнерам), то целесообразно на каждом экземпляре указать, для кого он конкретно предназначен;
- Бизнес-план должен быть кратким, но адекватно раскрывать суть проекта и его цели. Как показывает практика, для большинства проектов (требующие до 100 тыс. дол. США) объем бизнес-плана ограничивается 20-25 страницами;
- Бизнес-план должен быть функциональным, т.е. в него следует включать только ту информацию, которая может заинтересовать его читателя. При необходимости дополнительную, пояснительную информацию можно вынести в приложения;
- Очень помогает освещению положений плана использования фотографий, схем, диаграмм, графиков, таблиц. Умелое применение этих средств существенно улучшает впечатление о бизнес-план;
- Бизнес-план следует составлять так, чтобы обеспечить сохранение конфиденциальности информации о вашей компании. Для этого можно использовать разные приемы:
жесткий контроль за распространением бизнес-плана;
разработку специального приложения к плану, который содержит конфиденциальную информацию и предоставляется отдельно.
4.3. Этапы и организация разработки бизнес-плана | ГЛАВА 5. Текущего и оперативного планирования |